Page 216 - Тыл - фронту
P. 216

вы и причины сознательной или подсознательной манипуляции
автора документа с историческими фактами и использованными
источниками;

   вопросы пятого уровня завершают системный анализ истори-
ческого текста и проясняют его ценность в изучении конкретной
темы или в исследовании учебной проблемы. Это – праксеологи-
ческий подход, определяющий смыслы использования конкрет-
ных источников в познавательной деятельности школьников и в
преподавательской работе учителя.183

   Многоуровневый анализ документов позволяет педагогу и обу-
чающемуся определить информативность источника, его ценность
для понимания исторических процессов. Например, при анализе
документов, связанных с эвакуацией культурных ценностей в годы
войны (в пособии исторические документы такого рода представ-
лены в рубрике «Документ эпохи»), обучающиеся могут выделить
задачи, которые ставили перед собой партийно-государственные
органы управления (Постановление Политбюро ЦК ВКП(б) от
27  июня 1941 года «О вывозе из Москвы государственных запа-
сов драгоценных металлов, драгоценных камней Алмазного фонда
СССР и ценностей Оружейной палаты Кремля»), а при обраще-
нии к фрагменту научной статьи Н. П. Пахомовой «Повседневная
жизнь музеев Свердловской области в годы Великой Отечествен-
ной войны» (в пособии есть рубрика «Академическое исследова-
ние») выявить, какие реальные трудности возникали при переме-
щении культурных ценностей в глубь страны.

   Другой тип источника представляют собой статистические та-
блицы (они, по преимуществу, представлены в содержании первой
главы). Статистика дает количественные характеристики истори-
ческим событиям и процессам.

   К статистическим данным также применим многоуровневый
анализ. Чтобы алгоритмизировать работу со статистической ин-
формацией, рекомендуется последовательно задавать следующие
вопросы: Какие факторы сравниваются в таблице? Почему именно
эти факторы были выбраны? Что эти факторы показывают? На ка-

183 См. подробнее: Вяземский Е. Е., Стрелова О. Ю. Как преподавать историю в со-
временной школе: Курс лекций для дистанционного обучения // Педагогический
университет «Первое сентября». URL: https://his.1sept.ru/2006/21/36.htm

                                        215
   211   212   213   214   215   216   217   218   219   220   221