Page 213 - Тыл - фронту
P. 213

уроков, в которых акцент делается на изучении и освоении нового
знания, методисты предлагают наряду с традиционными беседами
использовать элементы путешествий, экскурсий, конференций,
организовывать обсуждение дискуссионных вопросов; на уроках,
связанных с осмыслением и рефлексией над содержанием изу-
ченного материала, предлагаются разнообразные практикумы с
применением метода кейс-стади, сочинения, ролевые игры; уроки
развивающего контроля можно разнообразить за счет викторин,
творческих отчетов, защиты рефератов и проектов и т. д.

   В основе любой педагогической деятельности, как на уроке,
так и вне его, лежат принципы гуманистической педагогики180.
При этом важно, чтобы современный урок отвечал требованиям,
заложенным в федеральном государственном образовательном
стандарте и соответствовал содержанию историко-культурного
стандарта, определяющими смысл и назначение уроков истории
в школе. Современный урок должен сочетать в себе информаци-
онную и коммуникативную составляющие, опираться на прин-
ципы научной достоверности предлагаемого для изучения мате-
риала (принцип научности) и учитывать «личностный профиль»
каждого ученика (принципы доступности и индивидуализации),
ориентировать не на пассивное восприятие, а на активное и твор-
ческое осмысление учебного предмета (принцип сознательности
и активности).

   Характеризуя значимые для современного урока черты,
М.  В.  Короткова подчеркивает такие его особенности, как нели-
нейность (урок, традиционные компоненты которого – проверка,
изучение нового материала, закрепление – варьируются в зависи-
мости от поставленных педагогом задач; место проведения урока
может быть не только в классной комнате, но и в школьном му-
зее, т.е. расширяются границы временных́ и пространственных
рамок урока); функционирование в инновационной творческой
среде (инновационно-творческая среда – такой тип образователь-
ного пространства, при котором урок истории превращается в
«мастерскую идей», требующих творческого воплощения); инте-
рактивность (предполагает продуктивное и содержательное вза-

180 См. подробнее: Манифест «Гуманистическая педагогика – XXI век» // Новая
газета. – 2015. – 12 октября.

                                        212
   208   209   210   211   212   213   214   215   216   217   218