Page 208 - Тыл - фронту
P. 208
которые с первого до последнего кадра вели непрекращающийся, ино-
гда безмолвный диалог друг с другом, вовлекая в него всех окружающих,
замечали, что герои представляют отношения рабочего парня и интел-
лигента...
Интересно, что в самом фильме различия героев ... акцентирова-
ны как противопоставление «уральца» и «одессита» – представителей
различных частей тогда единой страны. Во многом именно в силу этого
яркие личностные особенности героев, их характеров приобретали зна-
ковый смысл, превращаясь как бы в концентрированное воплощение
различных способов жизни, стилей мирочувствования.
В личности Саши Свинцова легко прочитывалась уральская серьез-
ность отношения к жизни, скромность и сдержанность чувств, отсутствие
всякого наигрыша, какой-либо манерности, приверженность духу кол-
лективизма, ответственность, основательность, размеренность завод-
ских буден, может быть, некоторая прозаичность, свойственные или при-
писываемые «уральскому миру».
...Саша и Аркадий могут быть сопоставлены как отношение прозы и
романтики, будней и праздника, долга и желаний. При всем обаянии
героя Бернеса он в известном смысле иногда балансирует у черты, за
которой его демонстративная независимость рискует превратиться в ма-
нерность и самолюбование, ироничность в легковесноть, юмор в обид-
ную для друга колкость. ... Если для Саши состоявшееся знакомство с
девушкой – это событие в его жизни, которое почти наверняка должно
обернуться влюбленностью, то поведение Аркадия определяется при-
знанием, что «таких как она – тысячи», хотя это не исключает возможно-
сти флирта, стремления завладеть вниманием Таси, не замечая, как это
задевает чувства друга.
Непрерывный диалог героев фильма, вбирал в себя все этапы раз-
вития их взаимоотношений: от выражения полного взаимопонимания
и единства до перехода к скрытой борьбе за первенство, ведущей к
открытому столкновению и далее к разрыву отношений, вызывающем
взаимные страдания. Актеры имели возможность не только раскрыть ха-
рактеры своих героев, но и рельефно представить различие жизненных
реальностей, стоящих за ними.
Благодаря этому известная, в общем, мысль о том, что возможная ги-
бель человека означает утрату целого неповторимого мира, здесь при-
обретала особую остроту и пронзительность. Зрителю передавалось то
ощущение, с которым человек сживался на войне, «где до смерти четыре
шага», и вместе с ним к нему приходило сознание хрупкости мира, неза-
щищенности человека.
Несхожесть героев делала их обоих еще более дорогими и близкими
зрителю, которому становилась невыносима мысль о возможности ги-
бели любого из друзей. Тем самым, вновь возникал вопрос не просто о
ценности жизни, но конкретнее – о тех двух ее образах, которые нашли
свое воплощение в характере героев фильма.
207