Page 209 - Тыл - фронту
P. 209

Яркая актерская игра, органичность изумительного Бориса Андреева,
который словно даже и не играл, а проживал эту роль, превратила его ге-
роя в уже, казалось, хорошо знакомое лицо, незабываемый типаж, обла-
дающий абсолютной жизненной достоверностью. (Именно так, как дей-
ствительное собирательное лицо жителя уральского региона восприняли
его зрители). Несомненно, этот образ, сразу прочно засевший в памяти,
оказал огромное влияние на формирование в дальнейшем отношения к
Уралу и уральцам.

    Отсюда, особое значение приобретало то, что зрители с течением
времени стали все больше выделять в качестве отличительных такие
характеристики «Саши с Уралмаша»: «угрюмый уральский увалень»,
«неразговорчивый», «простодушный флегматик», «незамысловатый,
незатейливый великан». Во всех подобных определениях так или иначе
подчеркивается, что зрителю приходится иметь дело с могучим, но в об-
щем сыроватым человеческим материалом, который еще только должен
будет подвергнуться обработке, «шлифовке». Таким сохраняющимся по-
ниманием окружающими уральской натуры, уральского характера, соз-
данием живучего стереотипа современные жители края не в последнюю
очередь обязаны кинокартине Лукова...

    Кинообраз Саши Свинцова стал для всех воплощением воина-уральца.
    Однако, фильм Леонида Лукова на самом деле глубже. Если вдумать-
ся, то можно заметить, что герои картины не только контрастируют друг
с другом, но и словно бы дополняют один другого. Более того, подсозна-
тельно зритель скорее склонен воспринимать их как два противополож-
ных полюса одной души, как две ее половинки. Именно противоречи-
вость этого внутреннего единства придает ему объемность, цельность,
жизненную полноту, делает его интересным. Поэтому и сама дружба этих
бойцов, как отмечалось, оказывается в центре внимания, превращается в
главную тему фильма. Дружба становится необходимым условием сохра-
нения этого союза равно необходимых зрителю противоположностей.
    Только это возникшее единое противоречивое образование способ-
но полноценно действовать и осуществлять себя. Зритель напряженно
следит за действием фильма потому, что распад союза, тем более гибель
хотя бы одного из героев будет означать посягательство на часть его соб-
ственной души, его мира.
    Потеря существующего, благодаря дружескому союзу, внутреннего
равновесия в фильме неизбежно лишит действие твердой опоры, связи
с внутренним источником жизненной энергии и силы. Опасность подоб-
ного рода была хорошо знакома зрителю. Саша Свинцов выступал свое-
образным балансиром в отношении героя Бернеса (практически каждой
черте в характере Дзюбина соответствует компенсирующее и дополня-
ющее ее парное свойство натуры Свинцова, например, свободе – ответ-
ственность, индивидуализму – коллективизм и т.д.). При этом герои не
остаются в фильме постоянно антиподами, Аркадий Дзюбин выглядит
рядом с Сашей на самом деле более ответственным, серьезным.

                                        208
   204   205   206   207   208   209   210   211   212   213   214