Page 19 - Подвижные игры народов Урала
P. 19

ЗАГАДКИ                                                  СЮЖЕТНЫЕ ИГРЫ
Дудка-дуда, на дудке дыра;
дуда затрещит, собака                      ОХОТНИКИ
бежит.                                     По выбору или по жребию один из играющих назначается охотни-
                                        ком. Остальные игроки разделяются на две «команды» – гончих и ди-
                               (Ружье)  ких зверей. Охотник имитирует, что он заряжает ружье. В это время
Летела тетеря вечером,                  звери должны спрятаться. Гончие бегут разыскивать зверей и подают
не теперя, упала в лебеду –             знаки охотнику, когда зверь будет найден. Охотник, не доходя шагов
и теперь не найду.                      шести до зверя, «стреляет» в него из ружья (можно для этой цели ис-
                                        пользовать маленький мяч), зверь увертывается от выстрела, не сдви-
                                (Пуля)  гаясь со своего места. Сделав три выстрела, охотник идет «бить» сле-
Птичка-невеличка по полю                дующего зверя и т. д.
катится, никого не боится.
                                                               Когда все звери «добыты», гончие дают знать, что
                   (Ружейная пуля)                          охота окончена. Если охотник промахнулся и не попал в
                                                            зверя, то тогда звери с расстояния не менее шести шагов
                                                            стреляют в неудачного охотника.

 Б. Зворыкин. Перья остались,                                  ДЫРКАЧ
  а мясо улетело! Открытка.                                    Вбивают в землю кол; привязывают к колу длинную
                                                            веревку посредине, так, чтобы концы ее, каждый саже-
          Начало ХХ века                                    ней по пять (1 сажень = 2,1336 м), оставались свободны-
                                                            ми; потом выбирают двух игроков, из которых одному
ДЫРКАЧ – эта игра была попу-                                дают название «дыркач», другому – «охотник», привязы-
лярна в южных регионах Рос-             вают каждого из них к одному из концов веревки; игрокам завязывают
сийской империи. На Дону она            глаза платком и дают в руки: охотнику – жгут (свернутый платок или
называлась «Длинная лоза», в            небольшую веревку), а дыркачу – две палочки или трещотку. Дыркач
Грузии – «Какунаоба».                   ходит с палочками вокруг кола и от времени до времени постукивает
                                        ими, т. е. дает знать охотнику, в каком месте он находится.
          ЗАГАДКИ                          Охотник, в свою очередь, прислушивается к стуку и направляется туда
                                        со своим жгутом, причем, если только наткнется на дыркача, тотчас же
Шел я на тюхтюхтю,                      «угощает» его ударами своего жгута. Дыркач старается спастись от охот-
Нашел я валюхтюхтю,                     ника бегством, а охотник его преследует, награждая ударами жгута, ино-
Кабы не эта валюхтюхтя,                 гда невпопад по воздуху или по палочкам, которыми защищается дыркач.
Так съела бы меня тюхтюхтя                 Наконец дыркачу удается как-нибудь спастись от охотника. Затаив
                                        дыхание, тихо ступая, чтобы не услышал охотник, он старается дер-
       (Мужик, топор и медведь)         жаться от него некоторое время в стороне; вдруг сталкивается опять с
                                        охотником, который между тем чутко следил за ним или случайно на­
                                        ткнулся. Опять начинаются удары жгута со стороны охотника и бегство
                                        дыркача.
                                        18
   14   15   16   17   18   19   20   21   22   23   24