Page 54 - Мы живем на Урале
P. 54

Женщины в традиционной  плюнуть остальное – так образовались на ровной поверхности земли
     удмуртской одежде  горы. Инмар также сотворил растения и животных.

                           В антропогоническом мифе удмуртов сильно влияние христианских
                        представлений: человек был сотворен из глины (первого человека звали
                        Уром, что значит «друг») и поселен в чудесном саду. История взаимоот-
                        ношений Урома и его жены и Керемета напоминает историю грехопаде-
                        ния, известную по Ветхому Завету, с небольшими изменениями.

                           Почитали удмурты некоторых животных и птиц (коня, медведя,
                        быка, лебедя), признавали существование злых и добрых духов полей,
                        лесов, воды. У каждой семьи были свои покровители, в честь которых
                        в родовых куалах (постройки, по виду напоминавшие амбар) соверша-
                        лись моления с жертвоприношениями. Священным предметом считался
                        воршуд – короб, в котором, по их представлениям, обитал дух родового
                        предка и хранились в качестве реликвий шкурки белки, перья рябчика и
                        тетерева, засушенная рыба, иногда металлические пластинки с изобра-
                        жением животных. Исследователи полагают, что здесь мы встречаемся с
                        отголосками тотемистических верований.

                           У удмуртов существовали аграрные обряды, приуроченные к весен-
                        нему и летне-осеннему циклам полевых работ, напоминавшие праздни-
                        ки у сопредельных народов (марийцев, чувашей, татар и башкир).

                           Оригинальным является поэтическое и песенное творчество удмур-
                        тов. Был даже такой обычай, что выходившая замуж в другую деревню
                        девушка должна была в память о себе оставить сочиненную ею песню.
                        Также должен был поступать и юноша, уходивший в армию. Музыка со-
                        провождала удмурта всю жизнь: в сопровождении больших гуслей со-
                        вершались моления, пели и танцевали на праздниках, сочиняла песни
                        хозяйка, ожидающая гостей, и гости, которые должны были отвечать ей,
                        тут же импровизируя, за работой и в пути пел свои песни удмуртский
                        крестьянин.

                           У удмуртов, проживавших на Среднем Урале, сложились тесные свя-
                        зи с башкирским и русским населением, что нашло свое выражение в
                        формах материальной культуры. Говоря о влияниях, ученые-этнографы
                        отмечают заимствования в одежде, устройстве и планировке жилища.
                        Большее влияние испытали они от башкир в силу более ранних и тес-
                        ных контактов, чем с русскими. Это нашло свое выражение в декоратив-
                        но-прикладном искусстве: в характере орнаментации и цветовой гамме,
                        композиционных построениях рисунка, материале и технике вышивки,
                        узорном ткачестве, художественной обработке дерева.
                        52
   49   50   51   52   53   54   55   56   57   58   59