Page 54 - Мы живем на Урале
P. 54
Женщины в традиционной плюнуть остальное – так образовались на ровной поверхности земли
удмуртской одежде горы. Инмар также сотворил растения и животных.
В антропогоническом мифе удмуртов сильно влияние христианских
представлений: человек был сотворен из глины (первого человека звали
Уром, что значит «друг») и поселен в чудесном саду. История взаимоот-
ношений Урома и его жены и Керемета напоминает историю грехопаде-
ния, известную по Ветхому Завету, с небольшими изменениями.
Почитали удмурты некоторых животных и птиц (коня, медведя,
быка, лебедя), признавали существование злых и добрых духов полей,
лесов, воды. У каждой семьи были свои покровители, в честь которых
в родовых куалах (постройки, по виду напоминавшие амбар) соверша-
лись моления с жертвоприношениями. Священным предметом считался
воршуд – короб, в котором, по их представлениям, обитал дух родового
предка и хранились в качестве реликвий шкурки белки, перья рябчика и
тетерева, засушенная рыба, иногда металлические пластинки с изобра-
жением животных. Исследователи полагают, что здесь мы встречаемся с
отголосками тотемистических верований.
У удмуртов существовали аграрные обряды, приуроченные к весен-
нему и летне-осеннему циклам полевых работ, напоминавшие праздни-
ки у сопредельных народов (марийцев, чувашей, татар и башкир).
Оригинальным является поэтическое и песенное творчество удмур-
тов. Был даже такой обычай, что выходившая замуж в другую деревню
девушка должна была в память о себе оставить сочиненную ею песню.
Также должен был поступать и юноша, уходивший в армию. Музыка со-
провождала удмурта всю жизнь: в сопровождении больших гуслей со-
вершались моления, пели и танцевали на праздниках, сочиняла песни
хозяйка, ожидающая гостей, и гости, которые должны были отвечать ей,
тут же импровизируя, за работой и в пути пел свои песни удмуртский
крестьянин.
У удмуртов, проживавших на Среднем Урале, сложились тесные свя-
зи с башкирским и русским населением, что нашло свое выражение в
формах материальной культуры. Говоря о влияниях, ученые-этнографы
отмечают заимствования в одежде, устройстве и планировке жилища.
Большее влияние испытали они от башкир в силу более ранних и тес-
ных контактов, чем с русскими. Это нашло свое выражение в декоратив-
но-прикладном искусстве: в характере орнаментации и цветовой гамме,
композиционных построениях рисунка, материале и технике вышивки,
узорном ткачестве, художественной обработке дерева.
52