Page 50 - Мы живем на Урале
P. 50

Фрагмент марийского полотенца.     Заключение брака у марийцев, как и у многих других народов в про-
          Браное ткачество      шлом, часто совершалось без согласия молодых, особенно невесты, пу-
                                тем родительского договора. Родители жениха давали за невесту выкуп,
                                а ее родители – приданое из имущества и скота. Кульминационным мо-
                                ментом свадьбы был перевоз невесты в дом жениха. Свадебный кортеж
                                ехал в тридцати-сорока повозках; на обычную четырехколесную теле-
                                гу ставили сводчатый верх, покрытый кожей и украшенный резьбой.
                                В круглых липовых кадушках с крышкой, навьюченных на лошадей по
                                обеим сторонам седел, везли имущество невесты.

                                   В доме жениха на невесту надевали женский головной убор, она раз-
                                давала подарки его отцу и матери, родственникам, после чего молодых
                                запирали в амбар-клеть с пожеланием – «ложась вдвоем, вставайте
                                втроем». Свадебное пиршество продолжалось без их участия.

                                   Традиционные свадебные церемонии теперь значительно упрости-
                                лись, стало немыслимым совершать браки без согласия молодых. Исчез-
                                ли унизительное переговоры о размерах выкупа и приданого. Иной вид
                                имеет и свадебный поезд: на место вьючных лошадей и повозок пришли
                                автомашины, украшенные многоцветными лентами и зеленью. Сохра-
                                няются такие традиции, как использование национальных костюмов,
                                национальных музыкальных инструментов, исполнение марийских на-
                                родных песен и танцев.

                                   Последние годы стали временем возрождения многих, казалось бы,
                                давно утраченных традиций, в том числе и языческих.

                                   Этнические особенности сохранились в национальной одежде ма-
                                рийцев.

                                   Женский костюм больше, чем мужской, сохранил этнические особен-
                                ности марийского народа, что не исключало межэтнических взаимосвя-
                                зей и взаимовлияний. Так, в марийской одежде можно проследить чер-
                                ты сходства с чувашской, мордовской, удмуртской, татарской, русской
                                одеждой. Древние исторические, бытовые, экономические и культурные
                                связи, а также территориальная близость указанных народов, сходство
                                географических условий их жизнедеятельности способствовали выра-
                                ботке аналогичных компонентов быта и культуры для всего многонаци-
                                онального региона.

                                   В женский комплекс костюма входила домотканая туникообразная
                                рубаха с вышивкой по подолу, вороту и рукавам, для скрепления ко-
                                торой на груди использовались старинные застежки круглой формы с
                                зубчиками – «ширкама» (марийцы, проживавшие в Кунгурском уезде,
                                пристегивали до 10 таких застежек). Верхней одеждой служили прямые

                                48
   45   46   47   48   49   50   51   52   53   54   55