Page 50 - Мы живем на Урале
P. 50
Фрагмент марийского полотенца. Заключение брака у марийцев, как и у многих других народов в про-
Браное ткачество шлом, часто совершалось без согласия молодых, особенно невесты, пу-
тем родительского договора. Родители жениха давали за невесту выкуп,
а ее родители – приданое из имущества и скота. Кульминационным мо-
ментом свадьбы был перевоз невесты в дом жениха. Свадебный кортеж
ехал в тридцати-сорока повозках; на обычную четырехколесную теле-
гу ставили сводчатый верх, покрытый кожей и украшенный резьбой.
В круглых липовых кадушках с крышкой, навьюченных на лошадей по
обеим сторонам седел, везли имущество невесты.
В доме жениха на невесту надевали женский головной убор, она раз-
давала подарки его отцу и матери, родственникам, после чего молодых
запирали в амбар-клеть с пожеланием – «ложась вдвоем, вставайте
втроем». Свадебное пиршество продолжалось без их участия.
Традиционные свадебные церемонии теперь значительно упрости-
лись, стало немыслимым совершать браки без согласия молодых. Исчез-
ли унизительное переговоры о размерах выкупа и приданого. Иной вид
имеет и свадебный поезд: на место вьючных лошадей и повозок пришли
автомашины, украшенные многоцветными лентами и зеленью. Сохра-
няются такие традиции, как использование национальных костюмов,
национальных музыкальных инструментов, исполнение марийских на-
родных песен и танцев.
Последние годы стали временем возрождения многих, казалось бы,
давно утраченных традиций, в том числе и языческих.
Этнические особенности сохранились в национальной одежде ма-
рийцев.
Женский костюм больше, чем мужской, сохранил этнические особен-
ности марийского народа, что не исключало межэтнических взаимосвя-
зей и взаимовлияний. Так, в марийской одежде можно проследить чер-
ты сходства с чувашской, мордовской, удмуртской, татарской, русской
одеждой. Древние исторические, бытовые, экономические и культурные
связи, а также территориальная близость указанных народов, сходство
географических условий их жизнедеятельности способствовали выра-
ботке аналогичных компонентов быта и культуры для всего многонаци-
онального региона.
В женский комплекс костюма входила домотканая туникообразная
рубаха с вышивкой по подолу, вороту и рукавам, для скрепления ко-
торой на груди использовались старинные застежки круглой формы с
зубчиками – «ширкама» (марийцы, проживавшие в Кунгурском уезде,
пристегивали до 10 таких застежек). Верхней одеждой служили прямые
48