Page 57 - Мы живем на Урале
P. 57
Под утро все орудия из- Уральские рукодельницы,
гнания сжигают на костре. с. Большой Гондыр, Куединский
Праздники православного
календаря были наполнены район, Пермский край
более древним языческим
содержанием – Пасхальные
обряды, которые тоже со-
провождаются архаичными
обрядовыми песнями, напе-
вы моления на Пасху, когда
исполнялись родовые обря-
довые песни, что является
реликтом мифологического
мировоззрения. Обрядовые
действия несли представле-
ния о продуцирующей ма-
гии, должны были сохранить
счастье и здоровье рода, обе-
спечить плодородие земли.
В летний период (конец июня – начало июля) отмечали свадьбу луга,
основным моментом которого была имитация свадебных ритуальных
торжеств: во время обряда молодежь имитировала свадебную процес-
сию или устраивала подобие моления на лугу возле поля в целях обе-
спечения хорошего урожая. Этот праздник находит аналогии у многих
народов (Ага-пайрем у марийцев, Сабантуй у татар и башкир).
Исследователи отмечают хорошую сохранность обрядового фоль-
клора, который тесно связан с различного рода торжествами: кален-
дарными праздниками, свадебными обрядами, похоронно-поминаль-
ной обрядностью, проводами в рекруты. По представлениям удмуртов,
жизненный цикл состоит из трех свадеб – это рождение ребенка (нуны
сюан или бэбэй туй – диалектное название закамских удмуртов), же-
нитьба или замужество, смерть человека. Большим событием является
рождение ребенка, в честь которого проводили обряд «каша» (свадьба
новорожденного/каша). Во время этого семейно-обрядового праздника
звучали напевы, направленные на репродуктивную функцию присут-
ствующих участников обряда, зачастую эротического содержания.
Наиболее красочным и ритуализированным из удмуртских обрядов
была свадьба – драматургическое действо, состоящее из множества со-
бытий, со своими костюмами, свадебными чинами, ритуалом обрядо-
55