Page 49 - Мы живем на Урале
P. 49

ления марийцев о благополучии рода, о грядущем урожае и т. п. Сроки                                Участница марийского
этих молений зависели от сезонности сельскохозяйственных работ10.                             фольклорно-этнографического

   Весной, накануне пахоты, проводили праздник сохи. Севу предше-                                  коллектива «Удыр сий»,
ствовал обряд ритуального посева яиц и семян на свежеспаханной по-                           с. Багышково, Артинский район,
лосе с пожеланием, чтобы зерна были такими же крупными, как яйца.
Непременным обрядовым элементом летнего праздника было изгнание                                     Свердловская область
злых духов с помощью нагаек и прутьев, которыми под звуки трещоток
и берестяных труб хлестали дома и постройки.

   Проводившийся осенью праздник нового хлеба сопровождался при-
готовлением обрядовых блюд (главным образом – каши) из хлеба ново-
го урожая и благодарственными молениями, адресованными верховно-
му божеству марийцев Кугу Юмо.

   Зимой отмечали праздник овечьей ноги. Одним из элементов этого
праздника были гадания о будущем урожае. Парни выходили ночью
в хлев и в темноте хватали овец за ноги. По шерсти пойманной овцы
определяли, каким будет в новом году урожай.

   Инициаторами молений-празднеств были выборные жрецы. Они же
являлись исполнителями важнейших ритуалов. Верующие марийцы в
жертву божествам резали скот, варили жертвенное мясо в общих котлах
и ели его. Жертва (корова или бык) считалась угодной божеству, если
она вздрагивала, когда жрец окроплял ее холодной водой.

   По дохристианским верованиям полагалось, чтобы каждый мариец в
течение своей жизни принес своим божествам четыре жертвы.

   Большое место в религиозных воззрениях марийцев, как, впрочем,
и других финно-угорских народов Поволжья, занимал культ предков, к
которым относились как к покровителям живущих. Разумеется, такое
отношение, по языческим представлениям марийцев, достигалось по-
средством соответствующих молитв и жертвоприношений, через осо-
бые празднества-поминки, посвящающиеся усопшим предкам.

   На семейных поминках у марийцев был обычай исполнять роль
умершего. Таким «заместителем» умершего выступал обычно близкий
родственник, например, брат или друг. Для него топили баню, после
банного омовения его вели в дом, сажали на самое почетное место за
поминальным столом, а он, облаченный в одежду покойного, рассказы-
вал, как идут «дела» на том свете, какие там «новости». Затем его прово-
жали, собирали котомку с вещами и говорили, чтобы не приходил, пока
не позовут.

10 Интересен тот факт, что в последнее время древние обряды возрождаются: вновь проводятся
моления в священных рощах.

                                                                                         47
   44   45   46   47   48   49   50   51   52   53   54