Page 53 - Мы живем на Урале
P. 53
Этнографическая группа красноуфимских удмуртов сформирова- Удмурт в стилизованном костюме
лась и развивалась во взаимодействии с культурами соседних народов –
русских, татар, башкир, марийцев, что определило специфику тради- Удмуртский национальный
ционной культуры данной местности, но вследствие ассимиляционных костюм. Свердловский
процессов в иноэтническом окружении, испытывая длительное этно-
культурное воздействие со стороны соседей, удмуртская группа населе- областной краеведческий музей,
ния утеряла свою этническую самоидентификацию. Остаются предания г. Екатеринбург
об удмуртском населении сел Красноуфимского района (с. Ср. Бугалыш
и др.). Но к настоящему времени удмуртская группа почти полностью
растворилась в среде марийского населения.
Также на территории Свердловской области исследователями от-
мечается наличие удмуртского населения в Каменском и Сысертском
районах, но это миграции современного времени, связанные с инду-
стриализацией края. Активный приток удмуртов с башкирских земель
наблюдался особенно в 1970-е гг., когда интенсивно стала развиваться
промышленность.
В настоящее время в Свердловской области проживает около 13 789
удмуртов (что составляет 0,32% от общего числа населения области),
значительную часть которых составляют переселенцы – закамские уд-
мурты Республики Башкортостан.
Особенностью уральских удмуртов является свободное владение
родным удмуртским языком, а также татарским или башкирским в за-
висимости от окружения. Зачастую села делились на две половины, и
удмуртская половина легко говорила и исполняла традиционные наци-
ональные песни на двух языках. Вследствие этого имели место смешан-
ные браки.
Уже с XVIII в. удмуртов считали православными, однако многие из
них продолжали держаться более древних языческих верований, ко-
торые группировались вокруг семейно-родовых и аграрных культов –
почитание родового семейного святилища, культ предков с главными
покровителями (воршуды), всего у удмуртских известно до семидесяти
таких покровителей. Имели место обряды жертвоприношений.
Верховным божеством удмурты признавали Инмара – творца всего
хорошего и доброго в мире (он родственен богам-демиургам из фин-
но-угорской мифологии). Инмар противостоит своему брату – Кереме-
ту. По велению Инмара Керемет достал со дна мирового океана землю,
принесши ее во рту, часть земли выплюнул, а часть – утаил. Когда вся
земля по воле Инмара стала разрастаться, Керемет вынужден был вы-
51