Page 58 - Мы живем на Урале
P. 58
Изделие удмуртского ткачества вых блюд и угощения, запретами и свадебными приметами на хорошую
семейную жизнь молодой пары и всего рода. На удмуртской свадьбе
звучали несколько видов свадебных напевов. Один из них – напев про-
водов невесты. Свадьба в традиционной культуре включалась в цикл
«обрядов перехода», закрепляющих приобретение человеком нового
статуса. Поэтому напевы, сопровождающие проводы невесты, так по-
хожи на те, что исполнялись во время проводов солдата или поминаль-
но-похоронных обрядов.
Все эти события сопровождались специально приуроченными пес-
нями, плясками, инструментальной музыкой, заклинаниями и т. п. Об-
рядовые песни исполнялись под особую, в каждом случае определенную
мелодию, в некоторых случаях в сопровождении музыкального инстру-
мента.
Особое место в удмуртских народных обычаях занимает гостевание.
Оно является обязательной составной частью и календарных и семей-
ных обрядов. Большое количество гостевых напевов, исполнявшихся в
рамках обряда (гостевой напев, напев встречи гостей, напев угощения
гостей, напев обряда молодежного гостевания, застольная песня, напев
стариков, напев проводов гостей).
Во время похорон и на поминках звучат поминальные напевы. Осо-
бым смыслом и значимостью были наполнены обряды поминовения
ушедших в мир иной: в жертву приносили лошадь (при поминовении
мужчины) или корову (при поминовении женщины).
Традиционный женский костюм удмуртов данной территории пред-
ставляет один из вариантов южноудмуртского костюмного комплекса.
Наряду с клетчатыми рубахами здесь платья чаще шили из ярких тка-
ней красно-лиловых, желтых тонов, украшали браным геометрическим
орнаментом. Платье дерем из холста домашнего производства было чер-
ного, реже красного цвета из окрашенных льняных нитей с вертикаль-
ными полосками ярких цветов (красных или желтых), реже – клетчатые.
Полосатая пестрядь дера дерем смотрелась очень красочно, дополнялась
контрастными выборными узорами из ярких шерстяных нитей (фабе-
рек дерем – что в переводе означало фабричное; это свидетельствует о
большой художественности и тонкости домотканого полотна). Пользо-
вались большой популярностью платья из покупных шерстяных (каше-
мировых) тканей с широкими оборками на башкирский манер. Поверх
рубахи надевали передник ашшет, который изготавливался также из
пестряди домашнего изготовления чаще в крупную клетку. Разнообраз-
ны были женские головные уборы и украшения, по которым можно
56