Page 56 - Мы живем на Урале
P. 56

Изделие удмуртского ткачества  тов связаны с днями народного православного календаря, но наполне-
                               ны более древними языческими представлениями. Главные праздники
    Удмуртские домотканые      удмуртов, связанные с православным календарем, но отмечаемые иначе,
              половики         относятся к весеннее-летнему периоду: Масленица, Вербное воскресе-
                               ние, Пасха. Перед Масленицей отмечали обрядовый праздник, напоми-
                               нающий Святки у русских – «медвежья пляска», когда человека одевают
                               в вывороченную шкуру, мажут лицо сажей – «наряжают медведя», при-
                               вязывали к нему вожжи, упряжь, вели его по деревне, погоняя кнутом.
                               Ходили по деревне с «медведем» группой 5–6 человек, пели песни эро-
                               тического содержания. Этот обрядовый обход деревни совершался ис-
                               ключительно мужчинами. Праздник был запрещен в советское время.

                                  Другой весенний календарный праздник «ош орок» (ош – бык) от-
                               мечался исключительно женщинами. В традициях также было ряженье
                               и исполнение обрядовых песен, призванных способствовать бόльше-
                               му плодородию. Женский обход деревни сопровождался сбором яиц,
                               крупы, хлеба для совместной обрядовой трапезы. Обходы домов сопро-
                               вождались ритуальными бесчинствами и ритуальным хулиганством по
                               отношению к представителям мужского пола, вероятно, эти обрядовые
                               моменты являются пережитками древних аграрных культов, относя-
                               щихся к эпохе матриархата. Интересен тот факт, что совершали обходы
                               женщины старше 45-летнего возраста, молодые женщины в это время
                               готовили пищу для предстоящего праздника.

                                  Интересен праздник Верба кичтер – Вербное воскресенье, предше-
                               ствующий Пасхе, относящийся к молодежным праздникам. Парни и
                               девушки плели из веточек длинные жгуты, вставали в пары по 2 чело-
                               века и шли со специальной праздничной песней, махая этими жгутами
                               по течению реки – с верхнего в нижний конец деревни. У края дерев-
                               ни процессия останавливалась и прислушивалась к тем звукам, кото-
                               рые доносились из деревни, в соответствии с этим гадали, каким будет

                                                   предстоящий год. Жгуты складывали в конце деревни
                                                   или сбрасывали в реку.

                                                       В удмуртском фольклоре сохранились редкие, при-
                                                   уроченные к особым дням и ситуациям фольклорные
                                                   жанры: архаичные напевы изгнания нечистой силы,
                                                   бортничьи напевы. Изгнание нечисти проводили в
                                                   ночь на Великий четверг: «ночью с гиканьем, свистом,
                                                   шумом, ударами специальными палками и шестами об
                                                   углы домов парни и молодые мужчины проходят по де-
                                                   ревне «сверху вниз», т.е. ориентируясь по течению реки.

                               54
   51   52   53   54   55   56   57   58   59   60   61