Page 56 - Мы живем на Урале
P. 56
Изделие удмуртского ткачества тов связаны с днями народного православного календаря, но наполне-
ны более древними языческими представлениями. Главные праздники
Удмуртские домотканые удмуртов, связанные с православным календарем, но отмечаемые иначе,
половики относятся к весеннее-летнему периоду: Масленица, Вербное воскресе-
ние, Пасха. Перед Масленицей отмечали обрядовый праздник, напоми-
нающий Святки у русских – «медвежья пляска», когда человека одевают
в вывороченную шкуру, мажут лицо сажей – «наряжают медведя», при-
вязывали к нему вожжи, упряжь, вели его по деревне, погоняя кнутом.
Ходили по деревне с «медведем» группой 5–6 человек, пели песни эро-
тического содержания. Этот обрядовый обход деревни совершался ис-
ключительно мужчинами. Праздник был запрещен в советское время.
Другой весенний календарный праздник «ош орок» (ош – бык) от-
мечался исключительно женщинами. В традициях также было ряженье
и исполнение обрядовых песен, призванных способствовать бόльше-
му плодородию. Женский обход деревни сопровождался сбором яиц,
крупы, хлеба для совместной обрядовой трапезы. Обходы домов сопро-
вождались ритуальными бесчинствами и ритуальным хулиганством по
отношению к представителям мужского пола, вероятно, эти обрядовые
моменты являются пережитками древних аграрных культов, относя-
щихся к эпохе матриархата. Интересен тот факт, что совершали обходы
женщины старше 45-летнего возраста, молодые женщины в это время
готовили пищу для предстоящего праздника.
Интересен праздник Верба кичтер – Вербное воскресенье, предше-
ствующий Пасхе, относящийся к молодежным праздникам. Парни и
девушки плели из веточек длинные жгуты, вставали в пары по 2 чело-
века и шли со специальной праздничной песней, махая этими жгутами
по течению реки – с верхнего в нижний конец деревни. У края дерев-
ни процессия останавливалась и прислушивалась к тем звукам, кото-
рые доносились из деревни, в соответствии с этим гадали, каким будет
предстоящий год. Жгуты складывали в конце деревни
или сбрасывали в реку.
В удмуртском фольклоре сохранились редкие, при-
уроченные к особым дням и ситуациям фольклорные
жанры: архаичные напевы изгнания нечистой силы,
бортничьи напевы. Изгнание нечисти проводили в
ночь на Великий четверг: «ночью с гиканьем, свистом,
шумом, ударами специальными палками и шестами об
углы домов парни и молодые мужчины проходят по де-
ревне «сверху вниз», т.е. ориентируясь по течению реки.
54