Page 51 - Мы живем на Урале
P. 51
и отрезные на сборке кафтаны из черного или белого сукна и шубы. Го- Девушка в марийском праздничном
ловные уборы (конусовидные колпачки с затылочной лопастью) укра- костюме (вид спереди и сзади),
с. Сарсы, Красноуфимский район,
шали вышивкой, бисером и монетами. Свердловская область
Единый тип марийского женского костюма имеет три подтипа, соот- Традиционный марийский
ветствующих в целом тем трем этнографическим подразделениям, кото- праздничный костюм
рые сохраняются в этноструктуре народов до сих пор (марийцы горные, Марийский женский головной убор.
луговые и восточные). Были даже различные названия для мариек, но- Вид сзади
сящих тот или иной головной убор: сорокан-мари называли женщину,
носящую сороку – лопатообразный головной убор; шимакшан-мари
именовали женщину, носящую шымакш – конусообразный головной
убор в виде колпака, и шарпан-мари – женщину, носящую шарпан (го-
ловное полотенце).
Традиционная мужская одежда состояла из холщовой вышитой ру-
бахи, штанов, холщового кафтана, онучей и лаптей, реже – кожаных са-
пог. Рубаху, часто имевшую разрез на правой стороне груди, иногда со
стоячим воротником, перепоясывали узким плетенным из шерсти поя-
ском или кожаным ремнем. Мужские суконные кафтаны белого цвета и
шубы по покрою не отличались от женских. На мужской одежде в срав-
нении с женской было меньше вышивки. На голову марийские мужчи-
ны надевали плоские войлочные шляпы цилиндрической формы или с
загнутыми краями, круглые меховые бараньи шапки.
49