Page 42 - Мы живем на Урале
P. 42

Носовой платок жениха.  а потом и в доме жениха, с шутками и выкупами увозили приданое не-
Вышивка тамбуром, цветные  весты в дом жениха, совершали обходы домов родственников молодых,
                           где имели место значимые для тюркских народов обряды гостевания с
        шерстяные кисти    потчеванием и одариванием старших родственников.

                              2) в случае отказа родителей невесты выдать свою дочь за посватав-
                           шегося жениха тот «грозился» украсть девушку, что действительно за-
                           частую происходило. Если девушка хотела выйти замуж – происходила
                           «свадьба убегом». Молодые договаривались о дне «побега», в таком слу-
                           чае обряд никах происходил позже;

                              3) третий вариант свадеб – «кыз урлау» – похищение невесты, когда
                           девушка не знала о намерениях молодого человека. Свадьбы такого рода
                           представляют собой вполне приемлемый и распространенный среди та-
                           тар и башкир тип заключения брака.

                              Одним из важных моментов традиционного типа свадьбы являлось
                           прощание молодой женщины с родным домом и отъезд ее в дом мужа.
                           Мотивы расставания с родителями, беспечальной жизнью в родном
                           доме были отражены в исполняемых невестой или специально пригла-
                           шенными женщинами причитаниях (сенләy) – практически утраченном
                           жанре свадебного фольклора.

                              Традиционная свадьба татар и башкир Среднего Урала очень риту-
                           альна, строга в поведенческих нормах: молодая жена закрывала лицо от
                           старших родственников и гостей, для этого верхняя часть свадебного
                           покрывала (кушъяулык) опускалась на глаза; молодые не садились за
                           общий стол со старшими родственниками; отсутствовало в брачном ри-
                           туале и распространенное у других народов скрепление союза поцелу-
                           ем за свадебным столом. Религиозное освящение брака муллой – обряд
                           никах – после долгих лет советского периода снова вошел в традицию
                           мусульманских пар. Связано это с возросшим в последнее время инте-
                           ресом к духовной жизни и религии и с жизнью в исламских традициях
                           у мусульманской молодежи.

                              Похоронные и поминальные обряды
                              Смерть человека сопровождалась целым комплексом представлений
                           и обрядов, разделяющихся на 3 этапа: действия, связанные с подготов-
                           кой к смерти, подготовкой к погребению и сами похороны. Поминаль-
                           ные обряды выделяются в отдельный цикл.
                              Нужно заметить, что похоронные обряды сохраняются до сих пор в
                           той же форме, практически со всеми ритуальными моментами, как и в
                           конце XIX – начале XX в. Особое знание похоронных ритуалов ценилось
                           общиной и осознанно передавалось пожилыми людьми более молодым.

                           40
   37   38   39   40   41   42   43   44   45   46   47