Page 42 - Мы живем на Урале
P. 42
Носовой платок жениха. а потом и в доме жениха, с шутками и выкупами увозили приданое не-
Вышивка тамбуром, цветные весты в дом жениха, совершали обходы домов родственников молодых,
где имели место значимые для тюркских народов обряды гостевания с
шерстяные кисти потчеванием и одариванием старших родственников.
2) в случае отказа родителей невесты выдать свою дочь за посватав-
шегося жениха тот «грозился» украсть девушку, что действительно за-
частую происходило. Если девушка хотела выйти замуж – происходила
«свадьба убегом». Молодые договаривались о дне «побега», в таком слу-
чае обряд никах происходил позже;
3) третий вариант свадеб – «кыз урлау» – похищение невесты, когда
девушка не знала о намерениях молодого человека. Свадьбы такого рода
представляют собой вполне приемлемый и распространенный среди та-
тар и башкир тип заключения брака.
Одним из важных моментов традиционного типа свадьбы являлось
прощание молодой женщины с родным домом и отъезд ее в дом мужа.
Мотивы расставания с родителями, беспечальной жизнью в родном
доме были отражены в исполняемых невестой или специально пригла-
шенными женщинами причитаниях (сенләy) – практически утраченном
жанре свадебного фольклора.
Традиционная свадьба татар и башкир Среднего Урала очень риту-
альна, строга в поведенческих нормах: молодая жена закрывала лицо от
старших родственников и гостей, для этого верхняя часть свадебного
покрывала (кушъяулык) опускалась на глаза; молодые не садились за
общий стол со старшими родственниками; отсутствовало в брачном ри-
туале и распространенное у других народов скрепление союза поцелу-
ем за свадебным столом. Религиозное освящение брака муллой – обряд
никах – после долгих лет советского периода снова вошел в традицию
мусульманских пар. Связано это с возросшим в последнее время инте-
ресом к духовной жизни и религии и с жизнью в исламских традициях
у мусульманской молодежи.
Похоронные и поминальные обряды
Смерть человека сопровождалась целым комплексом представлений
и обрядов, разделяющихся на 3 этапа: действия, связанные с подготов-
кой к смерти, подготовкой к погребению и сами похороны. Поминаль-
ные обряды выделяются в отдельный цикл.
Нужно заметить, что похоронные обряды сохраняются до сих пор в
той же форме, практически со всеми ритуальными моментами, как и в
конце XIX – начале XX в. Особое знание похоронных ритуалов ценилось
общиной и осознанно передавалось пожилыми людьми более молодым.
40