Page 37 - Мы живем на Урале
P. 37

В старинных былинах и песнях Урал воспевается как священная роди-     Блюдо национальной кухни –
на башкир, надежная природная крепость, защищающая их от врагов.             7ош теле (хворост)
Особое значение имеет эпос «Урал-батыр», в которой Урал выведен как
легендарный богатырь, защитник башкирского народа.                      Мужской головной убор –
                                                                            т1бәтәй (тюбетейка)
   В эпосе нашли свое художественное воплощение самые важные мо-
менты жизни народа, когда он утверждал свое право на самостоятельное
историческое бытие: межплеменные раздоры и стремление к единству,
борьба с нашествиями вражеских полчищ и стремление к независимо-
сти – вот те сюжеты, которые пронизывают эпические произведения
башкир.

   Композиционно эпос «Урал-батыр» состоит из трех частей, пове-
ствующих о деяниях трех поколений героев. Вначале рассказывается о
Всемирном Потопе, о первых людях – Янбирде и Янбике, о рождении
их сыновей – Урала и Шульгана. По мере развития сюжета происходит
переход от архаического мифа к конкретно-историческому осмыслению
действительности Урал и Шульган уходят из дома на поиски бессмертия.
По пути Урал-батыр уничтожает жестокого хана – завоевателя Катила и
царство царя змей Кахкахи; убивает Азраку – царя Подземного и Подво-
дного царства; вступает в борьбу с братом Шульганом, перешедшим на
сторону злых сил; окропляет землю башкир живой водой (йэншишмэ)
и таким образом приносит ей бессмертие. В третьей части эпоса пове-
ствуется о рождении сыновей Урала, которые продолжают дело отца –
бьются с дэвами, добывают живую воду. События в эпосе завершаются
гибелью богатыря Урала. Тело батыра после его смерти превращается
в гору Уралтау, ставшую родиной башкир. В поэме утверждается идея
бессмертия природы, вечной жизни народа. Подвиг Урал-батыра, по-
добно Прометею из древнегреческих мифов, совершен во имя счастья
людей и избавления человечества от сил зла.

   Эпическая поэма «Урал-батыр» представляет ценность как источник
по изучению истории общественного сознания народа: здесь содержат-
ся сведения о космогонических воззрениях башкир; их этические пред-
ставления, лежащие в основе социальных отношений; осознание места
человека в мире и проблемы борьбы со смертью. И эти представления
выражены в поэтической форме, еще раз свидетельствуя о целостности
мировоззрения, нравственности и эстетики:

То на нашей земле бессмертно,
Что жизни цветущий сад украшает,
Красоту мира собой дополняет
Имя бессмертию тому – добро.

                                  35
   32   33   34   35   36   37   38   39   40   41   42