Page 40 - Мы живем на Урале
P. 40
Традиционное татарское блюдо 1) системы, основанной на мусульманских праздниках ( по лунному
кыстыбый календарю – подвижный календарь);
Приспособления 2) народного земледельческого календаря ( праздники, закрепленные
для ткацкого станка в числах).
В связи с этим традиции празднования важных мусульманских дат
практически не имеют пересечения с традициями празднования важ-
ных дней народного календаря. Народный календарь татар и башкир
бытовал как земледельческий, сельскохозяйственный, в котором празд-
ники и обряды маркировали собой переходные даты между важными
хозяйственными периодами.
Годовой цикл народных земледельческих праздников и обрядов де-
лился на две половины – зимнее и летнее полугодие, внутри которых
праздники размещались неравномерно, некоторые из них были не при-
урочены к определенной дате. Так, праздники и обряды хозяйствен-
но-фенологического календаря, такие как Боз киту (Проводы льда),
Карга буткасы (грачиная каша), Сабантуй (Праздник, или свадьба плу-
га), проводились в соотвествии с сезонными изменениями в природе.
Время этих праздников и обрядов не было зафиксировано и варьиро-
валось ежегодно. Эти праздники, не отмеченные в религиозном мусуль-
манском календаре, сохранили большое количество древних домусуль-
мансих ерт, приметы охранительной и продуцирующей магии. Сами
названия праздников восходят к поклонению силам природы.
Среди татар и башкир Среднего Урала в конце XIX – до середины
XX в. отмечались и праздники православного календаря: Я8а ел (Новый
год), Д5огер5е к0н (Егорьев день, 06.05 по н.ст.), Иллә к0н (Ильин день,
02.08 по н. ст.), Быкарау, Покрау (Покров, 14.10 по н. ст.). Бытовала не-
повсеместно традиция празднования тын тынлый торган к0н (слухи
слушать день – Благовещенье, 07.04 по н. ст.) Петрау к0н (Петров день,
12.07 по н.ст.) – как время для собирания трав и ягод. Четко осмысляет-
ся информантами факт заимствования этих праздников тюркским насе-
лением у проживающих в непосредственной близости русских. Основой
для такого заимствования послужила единая система хозяйствования и
земледельческого цикла. Опора на единый народный земледельческий
календарь сделала возможным заимствования обрядовых моментов,
служащих своеобразными переходными датами в календаре. Террито-
рия Среднего Урала представляет собой интереснейшую для исследо-
вания область взаимопроникновения разных культурных традиций и
межнациональных контактов.
38