Page 40 - Мы живем на Урале
P. 40

Традиционное татарское блюдо     1) системы, основанной на мусульманских праздниках ( по лунному
              кыстыбый        календарю – подвижный календарь);

         Приспособления          2) народного земледельческого календаря ( праздники, закрепленные
       для ткацкого станка    в числах).

                                 В связи с этим традиции празднования важных мусульманских дат
                              практически не имеют пересечения с традициями празднования важ-
                              ных дней народного календаря. Народный календарь татар и башкир
                              бытовал как земледельческий, сельскохозяйственный, в котором празд-
                              ники и обряды маркировали собой переходные даты между важными
                              хозяйственными периодами.

                                 Годовой цикл народных земледельческих праздников и обрядов де-
                              лился на две половины – зимнее и летнее полугодие, внутри которых
                              праздники размещались неравномерно, некоторые из них были не при-
                              урочены к определенной дате. Так, праздники и обряды хозяйствен-
                              но-фенологического календаря, такие как Боз киту (Проводы льда),
                              Карга буткасы (грачиная каша), Сабантуй (Праздник, или свадьба плу-
                              га), проводились в соотвествии с сезонными изменениями в природе.
                              Время этих праздников и обрядов не было зафиксировано и варьиро-
                              валось ежегодно. Эти праздники, не отмеченные в религиозном мусуль-
                              манском календаре, сохранили большое количество древних домусуль-
                              мансих ерт, приметы охранительной и продуцирующей магии. Сами
                              названия праздников восходят к поклонению силам природы.

                                 Среди татар и башкир Среднего Урала в конце XIX – до середины
                              XX в. отмечались и праздники православного календаря: Я8а ел (Новый
                              год), Д5огер5е к0н (Егорьев день, 06.05 по н.ст.), Иллә к0н (Ильин день,
                              02.08 по н. ст.), Быкарау, Покрау (Покров, 14.10 по н. ст.). Бытовала не-
                              повсеместно традиция празднования тын тынлый торган к0н (слухи
                              слушать день – Благовещенье, 07.04 по н. ст.) Петрау к0н (Петров день,
                              12.07 по н.ст.) – как время для собирания трав и ягод. Четко осмысляет-
                              ся информантами факт заимствования этих праздников тюркским насе-
                              лением у проживающих в непосредственной близости русских. Основой
                              для такого заимствования послужила единая система хозяйствования и
                              земледельческого цикла. Опора на единый народный земледельческий
                              календарь сделала возможным заимствования обрядовых моментов,
                              служащих своеобразными переходными датами в календаре. Террито-
                              рия Среднего Урала представляет собой интереснейшую для исследо-
                              вания область взаимопроникновения разных культурных традиций и
                              межнациональных контактов.

                              38
   35   36   37   38   39   40   41   42   43   44   45