Page 38 - Мы живем на Урале
P. 38
Башкирское нагрудное женское Глубоко философский смысл имеет основная коллизия эпического
украшение сказания, связанная с нарушением героем Уралом устоявшегося хода
вещей: вопреки предначертанию божеств, Урал делает вечной жизнь
природы, а не человека; приручает животных, делая людей скотоводами.
Эпические сказания («Урал-батыр», «Акбузат», «Кузяк-бий» и др.) ис-
полнялись сэсэнами, которые одновременно были поэтами, певцами и
музыкантами. Для башкирской народно-поэтической традиции харак-
терна тесная связь с народной музыкой, отличающейся оригинально-
стью и единством стиля.
Самым распространенным национальным музыкальным инструмен-
том является курай – дудка типа продольной флейты, которую делали
из тростника. Есть поэтичное народное сказание о юноше, которому ду-
дочка-курай помогла пережить тоску по родной земле.
Декоративно-прикладное искусство башкир отличается богатством
художественно-изобразительных средств, многоцветием, разнообра-
зием материалов. Наиболее известными формами народного искусства
называют художественное ткачество, вышивку, аппликацию, узорное
вязание, ковроделие, резьбу и роспись по дереву, художественную об-
работку металла, орнаментацию кожаных изделий, изготовление юве-
лирных украшений. Народное творчество тесно связано с производ-
ственной деятельностью: неотъемлемой частью кочевого быта являлись
изделия, изготовленные из кожи.
Декорированные металлические части конского снаряжения, ору-
жие, накладки на ремни, женские украшения свидетельствовали о высо-
ком мастерстве кузнецов и ювелиров. Однако существовавший с XVII в.
запрет царского правительства на собственные кузницы у башкир (это
было связано с народными движениями на Южном Урале и в Поволжье)
привело к забвению многих приемов обработки металла и снижению
мастерства.
Сарыки – зимняя женская обувь В длительном этнокультурном взаимодействии башкиры находились
с татарами, что нашло выражение в культуре и быте: единая религия,
сходные праздники, близость в одежде и языке приводили к тому, что
некоторые исследователи Урала не разделяли эти народы, описывая их
как единое тюркоязычное население края.
Основываясь на многочисленных исследованиях, можно утверждать,
что в условиях совместного проживания татар и башкир на Урале в
окружении других конфессиональных групп, их материальная и духов-
ная культура с течением времени законсервировала наиболее архаич-
36