Page 38 - Мы живем на Урале
P. 38

Башкирское нагрудное женское      Глубоко философский смысл имеет основная коллизия эпического
              украшение        сказания, связанная с нарушением героем Уралом устоявшегося хода
                               вещей: вопреки предначертанию божеств, Урал делает вечной жизнь
                               природы, а не человека; приручает животных, делая людей скотоводами.

                                  Эпические сказания («Урал-батыр», «Акбузат», «Кузяк-бий» и др.) ис-
                               полнялись сэсэнами, которые одновременно были поэтами, певцами и
                               музыкантами. Для башкирской народно-поэтической традиции харак-
                               терна тесная связь с народной музыкой, отличающейся оригинально-
                               стью и единством стиля.

                                  Самым распространенным национальным музыкальным инструмен-
                               том является курай – дудка типа продольной флейты, которую делали
                               из тростника. Есть поэтичное народное сказание о юноше, которому ду-
                               дочка-курай помогла пережить тоску по родной земле.

                                  Декоративно-прикладное искусство башкир отличается богатством
                               художественно-изобразительных средств, многоцветием, разнообра-
                               зием материалов. Наиболее известными формами народного искусства
                               называют художественное ткачество, вышивку, аппликацию, узорное
                               вязание, ковроделие, резьбу и роспись по дереву, художественную об-
                               работку металла, орнаментацию кожаных изделий, изготовление юве-
                               лирных украшений. Народное творчество тесно связано с производ-
                               ственной деятельностью: неотъемлемой частью кочевого быта являлись
                               изделия, изготовленные из кожи.

                                  Декорированные металлические части конского снаряжения, ору-
                               жие, накладки на ремни, женские украшения свидетельствовали о высо-
                               ком мастерстве кузнецов и ювелиров. Однако существовавший с XVII в.
                               запрет царского правительства на собственные кузницы у башкир (это
                               было связано с народными движениями на Южном Урале и в Поволжье)
                               привело к забвению многих приемов обработки металла и снижению
                               мастерства.

Сарыки – зимняя женская обувь     В длительном этнокультурном взаимодействии башкиры находились
                               с татарами, что нашло выражение в культуре и быте: единая религия,
                               сходные праздники, близость в одежде и языке приводили к тому, что
                               некоторые исследователи Урала не разделяли эти народы, описывая их
                               как единое тюркоязычное население края.

                                  Основываясь на многочисленных исследованиях, можно утверждать,
                               что в условиях совместного проживания татар и башкир на Урале в
                               окружении других конфессиональных групп, их материальная и духов-
                               ная культура с течением времени законсервировала наиболее архаич-

                               36
   33   34   35   36   37   38   39   40   41   42   43