Page 44 - Мы живем на Урале
P. 44
Пожилой мужчина в традиционном Сложный многосоставной головной убор тюркского населения Сред-
костюме, с. Уфа-Шигири, негоУрала представляет собой уникальный сплав: маленький головной
Нижнесергинский район, убор калфак, характерный для уральских татар, дополняется мону-
Свердловская область ментальным фрагментом сложного головного убора башкирок – под-
бородочной тесьмой с двумя рядами серебряных монет. Сверху жен-
Традиционный женский щина надевала головное покрывало, скрывающее фигуру практически
татарский головной убор калфак. полностью. С течением времени покрывало в женском традиционном
комплексе сменилось на два соединенных между собой платка (кушяу-
Нижнесергинский район, лык – в дословном переводе – двойной платок). В настоящее время в вы-
Свердловская область ступлениях фольклорных коллективов в головном женском комплексе
традиционного костюма используется уже один платок.
Подбородочная тесьма с монетами
шогылдырик – фрагмент С вытеснением домотканой одежды предметами из покупной ткани
костюм получил особый колорит, который достигался в том числе и с
сложносоставного женского помощью традиционной для татар и башкир вышивкой тамбуром. Осо-
головного убора татар и башкир бая техника вышивки тамбуром с помощью крючка позволяла выпол-
нять вышивку с бόльшей скоростью, вследствие этого широкие подолы,
Свердловской области рукава платьев и фартуки практически полностью заполнялись антро-
поморфными и растительными узорами. Со временем в орнаментах
вышивок стали преобладать яркие растительные мотивы. С развитием
фабричного ткачества и появлением хлопчатобумажных тканей различ-
ных цветов колорит женских праздничных костюмов стал необыкно-
венно ярким, но черный фон костюма с яркой полихромной вышивкой
традиционной является более нарядяным и более архаичным.
Мужская одежда тюркского населения Урала еще в начале XX в. сохра-
няла свои самобытные черты. Основу мужского костюма составляли ту-
никообразная рубаха к1лмәк и широкие в шаге штаны ыштан. Мужские
рубахи шили из домотканого холста, иногда из неокрашенного, но чаще
из пестряди, использовали также полосатое полотно. Покупные ткани
украшались тамбурной вышивкой. Мужские штаны шили из полосато-
го домотканого полотна, для праздничного костюма ткали полосатый
холст с узорами выборного ткачества. Мужской праздничный костюм
дополнялся нарядным поясом
билбау. Обязательным элементом
мужского костюма был головной
убор. Домашним и летним вы-
ходным убором была тюбетейка
т1бәтәй, также мужчины летом
носили войлочные шляпы киез
эшләпә, зимой – меховые шапки
42