Page 41 - Мы живем на Урале
P. 41

Праздники и обряды жизненного цикла                                                       Татарский свадебный костюм
   Обряды, связанные с рождением ребенка
   Рождение ребенка сопровождалось большим количеством обрядов и
поверий, во время вынашивания ребенка соблюдалось большое коли-
чество запретов и поверий. Женщины рожали в доме на женской поло-
вине, так как баня считалась нечистым местом, пограничным с миром
духов, где могла произойти подмена ребенка нечистой силой. Если роды
происходили в дневное время, то всех домашних отправляли на улицу
и роженица оставалась с бабушкой-повитухой, которую называли кен-
дек-эби (дословно «пуповая бабушка»). Знания по родовспоможению
передавались как особое умение и дар свыше; как правило, в деревне
была одна или несколько таких женщин. Уход за ребенком в первые 40
дней его жизни был регламентирован соблюдением древних обычаев и
примет. Так, ребенка ежедневно на протяжении всех 40 дней носили в
баню, где парили со специальными приговорками – заклинаниями, даю-
щими силу красоту и здоровье. В доме ребенка окружал магический мир
охранных знаков и словесных формул, сохранившихся в текстах колы-
бельных песен и пестушек.
   Проводы в солдаты
   Старинные ритуальные формы проводов на военную службу зафик-
сированы в современных экспедиционных записях. Один из обрядо-
вых моментов, сохранившихся у тюркских народов Урала, это обряды
с караваем хлеба – молодой парень, собирающийся на службу, отку-
сывал кусок хлебного каравая, большая часть которого сохранялась в
сундуке до его возвращения. На протяжении XX в. сохранялся обряд
жертвоприношения, совершаемый перед уходом новобранца в армию:
специально выращенный для этой цели барашек приносился в жертву
со специальными молитвами, охраняющими на службе, в молитвах про-
износилось имя уходящего на службу. Также родственниками давался
обет о принесении жертвы для совместной трапезы всей общины; после
возвращения сопровождали рекрутов (сохраняется и по сей день) с гу-
ляниями всей общиной, песнями и частушками под гармонь, существо-
вал и специальный наигрыш «на проводы в армию».
   Свадебные обряды
   Свадьбы у татар и башкир Среднего Урала могли иметь разные формы:
   1) свадьба с предварительным сватовством («ярешу»), которое за-
ключалось в получении согласия со стороны родителей невесты, наме-
чался день для «никах» – мусульманского обряда скрепления союза мо-
лодых, совершаемого муллой, свадебный пир проходил в доме невесты,

                                                                                         39
   36   37   38   39   40   41   42   43   44   45   46