Page 39 - Мы живем на Урале
P. 39
ные черты культуры и быта и нивелировала многие отличия в языке и Фрагмент браного полотенца
материальной культуре. тастымал. Свердловская область
Многовековое соседство татар и башкир на Урале, общие черты в язы- Фрагмент полотенца.
ке и культуре, единая конфессиональная принадлежность зачастую не Тамбурная вышивка
позволяют выявить этнические границы между этими двумя народами.
Эта особенность отмечалась исследователями: «часть татароязычного
населения, для которого характерны элементы культуры, относящиеся
к пермскому этнокультурному району, по этнической принадлежности
считается башкирами (по старому административному делению это на-
селение относилось к Осинскому и Красноуфимскому уездам Пермской
губернии). Этнические границы между «татарской» и «башкирской» ча-
стями пермской группы во многом были условными уже в XVIII веке»9.
В результате активных этнических процессов часть пермских башкир
стала считать себя татарами. Главное направление этнического разви-
тия региона в XVI–XX вв. определялось всесторонними взаимодействи-
ями и взаимовлияниями башкир и татар. Тесное культурное взаимо-
действие было обуcловлено рядом причин. В этногенезе башкир и татар
участвовали сходные компоненты: в X–XII вв. – булгары, в XIII–XV вв. –
кыпчаки.
Дальнейшие миграции татарского населения в пределы Башкирии
лишь усилили этнокультурные взаимосвязи и взаимовлияния. В XIX в.
численность татар стала преобладать над численностью местного баш-
кирского населения. В результате этого этнические процессы в иссле-
дуемом регионе приобрели новое направление: татары стали оказывать
более сильное влияние на развитие языка и культуры башкир. В итоге
совместного проживания на протяжении нескольких веков двух близ-
ких по языку, религиозному мировоззрению, культурной основе на-
родов распространенные смешанные браки и вышеназванные истори-
ческие факторы наложили отпечаток на культурный облик башкир и
татар, что привело к созданию многокомпонентной общности.
Представления о календаре отражают взгляды на мироустрой-
ство, человеческую жизнь, их взаимосвязи, то есть календарь является
«стержнем» картины мира у любого народа.. Традиционный календарь
татар и башкир Свердловской области учитывает несколько систем вре-
мяисчисления: традиционные религиозные мусульманские праздники
(Ураза-байрам, Курбан-байрам) исчислялись по лунному календарю, по-
этому сроки их проведения изменялись ежегодно. Всё это привело к па-
раллельному существованию двух календарных систем:
9 Татары / отв. ред. Р. К. Уразманова, С. В. Чешко. – М.: Наука, 2001. – С. 18.
37