Page 43 - Мы живем на Урале
P. 43

Строгими канонами были предписаны все обрядовые действия во                               Башкирка
время сборов покойника (ритуальная одежда, пошив которой остается
одним из самым архаичных и важных моментов похоронной обрядно-
сти). До последних мелочей соблюдались обряды обмывания покойни-
ка, проводов его и захоронения.

   Поминальная обрядность включала в себя поминки на 3-й, 7-й, 40-й
и 52-й день и в годовщину, поминание всех предков в пятницу и во вре-
мя праздника жертвоприношения Курбан-байрам. Во время поминок
читаются главы из Корана, звучат мусульманские молитвы, духовные
стихи религиозного содержания – мунажаты. Во время ритуально зна-
чимых поминальных трапез родственников умершего и пожилых людей
общины рассказываются предания и легенды о святых людях.

   Похоронные и поминальные обряды являются самыми устойчивыми
из всей группы обрядов семейного цикла.

   Традиционный костюм
   В пределах территории Среднего Урала сложился своеобразный
культурный комплекс, в котором определенную роль сыграл каждый из
контактирующих этносов. Этнические процессы последних веков: ми-
грация татарского населения, численное преобладание татар с середины
XIX в. – предопределили близость этого комплекса к историческому ко-
стюму казанских татар.
   Традиционный костюм во всем многообразии вариантов предстал
как сложный комплекс элементов и деталей одежды, которые зачастую
заимствовались и перенимались, не нарушая единого принципа и обще-
го строя одежных комплексов. Татарская народная одежда, несомнен-
но, испытала влияние башкирского костюма, что с течением времени
создало на этой территории органичный и уникальный комплекс муж-
ской и женской одежды.
   Основной принцип народного костюма татар и башкир – многосо-
ставность, умножение элементов одежды и декоративных деталей, что
особенно отражено в традиционном женском костюме.
   Женский костюм состоял из длиннополой рубахи к1л-
мәк с одной или несколькими оборками, которые могли при-
шиваться к подолу или ниже уровня груди; нагрудной повязки
т1шелдерик, широких штанов ыштан, заправленных в вязаные шер-
стяные или суконные чулки оек, передника алъяпкыч, короткой безру-
кавки камзул или приталенного кафтана чыба, обуви в зависимости от
сезона, соответствующих возрасту, семейному положению головного
убора и набора украшений.

                                                                                         41
   38   39   40   41   42   43   44   45   46   47   48