Page 75 - Мурзин А. Э.«Уральская толерантность». Культура межнационального единства в регионе
P. 75
метизации» существования отдельных этнических группы
и сообществ.
Если системы не коммуницируют, они могут разви-
ваться в разных направлениях: «В результате такой соци-
альной дивергенции закрепляются различные социальные
практики и нормы для разных этнических групп: появля-
ются параллельные этнические формы власти (при этом
одну из них можно назначать официальной, от этого она не
станет общей для всех), складываются два языка, появля-
ются люди, говорящие на своем языке и не испытывающие
необходимости в изучении на официального языка, фор-
мируются параллельные экономические инфраструктуры,
параллельная этика и групповая мораль»61.
Политика толерантности может поощрять этниче-
ские группы и меньшинства к формированию и отстаива-
нию интересов своих групп, даже если они не представля-
ются значимыми, функционально поддерживая этнические
различия и усугубляя их, блокируя коммуникацию между
этническими группами.
Один из подходов, возникший в современной науке,
который призван помочь избежать подобных негативных
последствий – это концепция этнической индифферентно-
сти. Вместо установки на то, чтобы «терпеть друг друга»
этноиндиффирентность нацелена на установление диалога
между различными общностями вне зависимости от этни-
ческой и религиозной принадлежности. Так, отмеченная
этническая индифферентность уральцев лишена негатив-
ной коннотации, которой обладают такие понятия как
«безразличие», «равнодушие». Речь идет об отсутствии
61 Трофимов-Трофимов В. Толерантность и политика этноиндифферентности:
Как преодолевать межнациональное отчуждение, создавая общее [Электрон-
ный ресурс] // Свободный мир [сайт]. URL:
http://liberty.ru/Themes/Tolerantnost-i-politika-etnoindifferentnosti.-Kak-
preodolevatmezhnacional-noe-otchuzhdenie-sozdavaya-obschee (дата обращения
26.11.2016).
74