Page 72 - Мурзин А. Э.«Уральская толерантность». Культура межнационального единства в регионе
P. 72
Трудно было представить, что эта нелегкая, аскетичная,
требующая жертвенности реальность уральской жизни
создана искусственно, настолько самоочевидный харак-
тер она приобрела.
В 1960–1970-е гг. за Уралом закрепляется еще и на-
звание «рабочего края» (в котором слились все его преды-
дущие определения как «кузницы страны», «мастерового» и
«трудового» края). Можно сказать, что «звание» Урала «по-
низили» (по сравнению даже с «индустриальным Уралом»
1930-х). Но оказалось, что именно в качестве «рабочего
края» он лучше воспринимается как «опора державы».
Произошло абсолютное самовоплощение «совет-
ского Урала», идея стала плотью. Край превратился в
крупнейший промышленный регион страны. В обществен-
ном сознании он стал тождественным представлению о
«рабочем крае», сознающим себя частью одного гигант-
ского государственного механизма среди «автомобильных
цехов» и «житниц» страны, «всесоюзных здравниц» и
«хлопковых республик».
К 1960 гг. стихия массовых миграций на Урале уле-
глась. Снижение количества межрегиональных мигрантов,
закрытость ряда уральских городов усиливали межэтниче-
ские интеграционные процессы. Этнический состав насе-
ления Среднего Урала, сформировавшийся к 1960 гг., ос-
тавался на протяжении последующих десятилетий почти
неизменным. Сложившееся внутри региональной культуры
уральское самосознание служило определяющим фактором
в ценностно-нормативной системе межличностной и об-
щественной коммуникации, диктующей нормы, правила,
стереотипы и модели поведения, включая межэтнические
аспекты такого взаимодействия.
71