Page 78 - Мурзин А. Э.«Уральская толерантность». Культура межнационального единства в регионе
P. 78

региональная принадлежность во многих случаях по своей
значимости не уступает национальной.

        Подобное понимание роли региональной идентич-
ности, хотя до сих пор и не проявившей себя сколько-
нибудь заметным образом за рамками предметной области
регионалистики имеет свою традицию. Питирим Сорокин
в изданной в 1920 г. «Системе социологии» писал о том,
что «из всех связей, которые соединяют людей между со-
бой, связи по местности являются самыми сильными. Одно
и то же местожительство порождает в людях общность
стремлений и интересов. <...> В итоге образуется группа,
отмеченная колоритом данного места. Таковы в России
типы «ярославца», «помора», «сибиряка» и т.п.»62.

        Недооценка значимости региональной идентично-
сти в контексте реализации задач межнациональной поли-
тики создает сложности в подлинном понимании природы
не только регионального разнообразия Российской Феде-
рации, но системы межэтнических отношений сущест-
вующей в стране и отдельных регионах, где исторически
сложившееся межэтническое единство может приобретать
конкретные, подчас уникальные формы и очертания.

        Опыт последних десятилетий постсоветского пе-
риода показывает, что именно в регионах, где исторически
сформировалось имеющее прочные корни региональное
самосознание, сложилась локальная культура и выработа-
лась своя территориальная идентичность, межнациональ-
ная обстановка оставалась более стабильной. К таким рай-
онам относятся, в частности, Уральский и Сибирский ре-
гионы.

        «Сибиряк» давно уже представляет собой выкри-
сталлизовавшийся человеческий тип, воплощающий исто-
рически определившуюся сибирскую идентичность, кото-

62 Сорокин П. Система социологии: В 2 т. / П. Сорокин. – М.: Наука, 1993. –
Т. 2. – С. 210.

                                     77
   73   74   75   76   77   78   79   80   81   82   83