Page 70 - Мурзин А. Э.«Уральская толерантность». Культура межнационального единства в регионе
P. 70
тился в коренную черту новой уральской ментальности,
став основой уральского регионального самосознания.
Причастность решению задач государственной важности
стала одним из факторов, обеспечивающим идентичность
уральцев.
Города и заводы Урала вышли из войны, получив
новые имена, которые они сохраняют с тех пор как ордена,
полученные за боевые заслуги, как воинские звания (ска-
жем, не только тракторный завод, но и весь Челябинск ста-
ли именоваться Танкоградом). А сам Урал действительно
превратился в «опорный край».
Всеми отчетливо ощущалась необходимость найти
какое-то новое определение для Урала. Каждый говорив-
ший о нем испытывал потребность предложить какой-
нибудь из многочисленных вариантов: «сталинская ли-
ния», «один из главных опорных пунктов страны», «на-
дежный арсенал доблестной Красной Армии»
(И. В. Сталин), «кузница русского оружия», «становой
хребет советской обороны (индустрии)»57.
Незамеченным, однако, осталось то, что само
уральское сознание пережило сильнейший стресс, было
существенным образом деформировано. Всепоглощающим
смыслом жизни стал напряженный труд в условиях массо-
вого промышленного производства, предполагающий ас-
кетизм существования, готовность к самопожертвованию,
безусловный приоритет коллективных интересов над лич-
ными. Произошла милитаризация не только промышлен-
ного комплекса Урала (доля уральского региона в военном
производстве в 1940 г. составляла лишь 12,5%), но и соб-
ственно уральского сознания. После войны утверждается
образ советского Урала как «опорного края державы», воз-
никший в поэме А. Т. Твардовский «За далью – даль»
(1950–1960).
57 Все определения взяты из сборника «Свердловск» (Свердловск, 1946).
69