Page 80 - Мурзин А. Э.«Уральская толерантность». Культура межнационального единства в регионе
P. 80
ническая (трехступенчатая система). Л. Смирнягин ис-
пользовал удачное выражение, назвав региональную иден-
тичность «многоэтажной».
Нет смысла противопоставлять идентичность ре-
гиональную и общенациональную: они не только сосуще-
ствуют, но и дополняют друг друга. В процессе взаимо-
действия в рамках территории разных этнических культур
и конфессиональных традиций региональная идентичность
формируется как некая результирующая данного взаимо-
действия, что предотвращает в дальнейшем возникновение
межэтнических конфликтов.
Мы говорим здесь об уральской региональной
идентичности, но если бы речь шла о Сибири, многие по-
ложения, касающиеся данного явления, оказались бы еще
более красноречивыми. Региональная идентичность сиби-
ряков начала формироваться раньше и благодаря «област-
никам» рефлексия по ее поводу достигла очень высокого
уровня уже во второй половине XIX в. Более того, сегодня
обсуждение сибирской региональной идентичности оста-
ется острым вопросом, привлекающим к себе серьезное
общественное внимание. Один из примеров – компания,
проводившаяся в Интернете накануне всероссийской пере-
писи 2010 г., носившая говорящее название: «Националь-
ность – сибиряк».
В интересующем нас аспекте следует отметить, что
сибирская региональная идентичность сопряжена с много-
образными локальными культурными и этническими иден-
тичностями. «Интенсивность чувства принадлежности к
сибирскому социальному и культурному сообществу столь
велика, что перекрывает собою идентичности этнические.
Иначе говоря, сибирячество имеет множество социальных
лакун, ситуаций, коммуникативных фонов, в которых эт-
ничность не принято актуализировать. Вместо этого ис-
79