Page 35 - Мурзин А. Э.«Уральская толерантность». Культура межнационального единства в регионе
P. 35
В условиях общественного кризиса, когда сильно
оставалось влияние народнического подхода (отождеств-
лявшего понятия «народ» и «крестьянство» как самого
большого российского сословия), уральская действитель-
ность давала, скажем, Мамину-Сибиряку основания смот-
реть на народ как на исторически сложившуюся и во мно-
гом продолжающую существовать в крае общность людей,
объединенных общей памятью, национально-
религиозными и культурными традициями.
Понятие «народ» для Мамина-Сибиряка было шире
каких-либо попыток его классового определения. В воз-
можной пролетаризации Урала писатель видел угрозу
дальнейшего раскола края на противостоящие социальные
группы. Его протест против унизительных условий жизни
уральских рабочих не означал поддержки распространения
идеологии промышленного пролетариата как некоего
класса, все принципиальные вопросы существования кото-
рого лежат в плоскости экономических интересов, полити-
ческой борьбы. В романе «Приваловские миллионы»
(1883) герой пытается остановить процесс, в результате
которого «на заводах в недалеком будущем выработается
настоящий безземельный пролетариат, который будет по-
хуже всякого крепостного права».
Более того, уже в «Приваловских миллионах» писа-
телем утверждалось, по существу, новаторское для литера-
туры тех лет (но кажется, оставшееся не замеченным) от-
ношение к народу не как к жертве эксплуатации или массе,
нуждающейся в защите и просвещении со стороны интел-
лигенции, а как к самостоятельной национальной силе,
способной в своем единстве вершить свою судьбу. Эта по-
зиция Мамина-Сибиряка проявилась и в последующих ро-
манах писателя, прямо посвященных народной жизни
(«Три конца», «Золото», «Хлеб»).
34