Page 31 - Мурзин А. Э.«Уральская толерантность». Культура межнационального единства в регионе
P. 31

А. К. Денисов-Уральский, П. П. Бажов и другие) были вы-
ходцами из среды мастеровых, рабочих заводов, камнере-
зов, духовенства края. Показательна в этом отношении
судьба династии тагильских старообрядцев-иконописцев
Худояровых и пермской династии иконописцев Верещаги-
ных (принадлежащие к третьему поколению этих семей
получили образование в Императорской Академии худо-
жеств и стали профессиональными живописцами).

        Уральские писатели и художники на рубеже веков
много сделали, чтобы историческое значение промышлен-
ного Урала получило достойное признание в стране. Они в
значительной степени успели зафиксировать, описать гор-
нозаводский Урал как особую реальность, обладающую
неповторимым обликом. Но время не позволило процессу
самопознания края стать до конца очевидным, насущным,
позволяющим увидеть в нем некую отправную точку для
будущего. Не успел родиться и образ, который стал бы
ключевым для определения исторического пути Урала, по-
зволил бы во всей полноте выразить его дух. Уральская
культура не успела еще к этому моменту выразить и осоз-
нать свою сущность, оценить свою специфичность и уни-
кальность. Огромный пласт жизни оставался неопознан-
ным, не успел еще выразить себя в слове, в изобразитель-
ном искусстве. «Урал еще ждет своего художника», – пи-
сал в конце XIX в. Д. Н. Мамин-Сибиряк.

        «В исторической памяти образованной России
XVIII в. остался исключительно как “петербургский век”
“дворцовых переворотов”, не оставив никаких значитель-
ных художественных образов, характеристик, определений
Урала, словно его не существовало вовсе. Возможно, от-
части, то, что своеобразный облик промышленного Урала
остался никак не запечатлен в русском искусстве объясня-
ется тем, что – в то время, когда светское искусство в Рос-

                                     30
   26   27   28   29   30   31   32   33   34   35   36