Page 37 - Мурзин А. Э.«Уральская толерантность». Культура межнационального единства в регионе
P. 37
картины уральской жизни, духовной атмосферы края в
изображении Мамина-Сибиряка передают тенденции раз-
вития капитализма в России вообще, а насколько – отно-
сятся к особенностям и закономерностям развития собст-
венно Урала.
Именно понимание Урала как особого мира, особой
реальности, обладающей собственной логикой и историче-
ским опытом развития, становилось условием, от которого
во многом зависело определение направления и характера
преобразований, поиск форм, в том числе, хозяйственно-
экономической деятельности и социальной организации.
Но такое понимание не приходит само, оно является ре-
зультатом сложного процесса самопознания. Однако гор-
нозаводский Урал находился еще только в начале этого
пути.
С другой стороны, в науке еще не существовало
адекватных социологических теорий общественной модер-
низации. Только опыт всего ХХ в. показал, что ломка тра-
диционных структур общественной жизни, отрицание ис-
торически сложившихся социокультурных норм и регуля-
торов, грубое насилие над традиционным сознанием, по-
пытка волевым усилием вырвать человека из его культур-
ной ситуации являются неэффективным путем модерниза-
ции. Напротив, залогом успешных общественных преобра-
зований становились постепенная адаптация и приспособ-
ление традиционной культуры к условиям, диктуемым
требованиями индустриального и постиндустриального
общества.
Характер реконструкции горнозаводского Урала и
судьба горнозаводской культуры были во многом предре-
шены. «Природа “уральского феномена” к началу ХХ в. не
была по-настоящему понята, а история создания промыш-
ленного Урала словно бы осталась вне исторического соз-
нания русского общества. Урал не вписывался в общую
36