Page 36 - Мурзин А. Э.«Уральская толерантность». Культура межнационального единства в регионе
P. 36
Такой подход Д. Н. Мамина-Сибиряка вызывал не-
приятие со стороны современной писателю петербургской
критики, укорявшей его тем, что писатель вместе со своей
«уральской темой» остался в «стороне от главного русла»,
от столбовой дороги развития русской литературы. Мами-
на-Сибиряк действительно словно бы «выпадал» из окру-
жающей обстановки, не соответствовал литературной моде
(его 50-летний юбилей прошел не замеченным в столице).
Современная писателю и более поздняя критика испыты-
вали трудности в определении места его творчества в рус-
ской литературе.
Своеобразность волновавших его темы, необыч-
ность героев его творчества, связывали с самой личностью
писателя: «Мамин был уральский человек. Кряжистый,
словно сколоченный, сильный и смелый человек. Он был
весь полностью от Урала: обликом, ухваткой, чувствова-
нием, думанием. В нем было много от мглистых еловых
лесов и белорадостных березок, от горных вершин и уг-
рюмых скал, от уральского камня, от бурных горных ре-
чек, от всей уральской жизни, от людей и зверя, от старых
преданий»32.
Со своей стороны, Мамин с непониманием отно-
сился к возникшему в среде столичных литераторов увле-
чению модернизмом. Ему казалось изменой демократиче-
ским принципам придаваться эстетским играм. Однако та-
кое взаимное непонимание не стало (в отличие от дискус-
сии о судьбах уральской горнорудной промышленности)
предметом открытой полемики.
Все это в значительной степени явилось отражени-
ем неопределенности положения Урала в общероссийском
пространстве, в контексте исторического развития России
XVIII – начала XX вв. Непонятным оставалось, насколько
32 Дергачев И. А. Д. Н. Мамин-Сибиряк. Личность. Творчество : критико-
биограф. очерк. – Свердловск: Сред.-Уральск. кн. изд-во, 1981. – С. 133.
35