Page 30 - Мурзин А. Э.«Уральская толерантность». Культура межнационального единства в регионе
P. 30

ластях жизни края складывались на рубеже веков в единую
тенденцию становления уральского самосознания.

        Проблема заключалась в том, что более тесное зна-
комство Центральной России с Уралом в конце XIX в. на-
чало развиваться в тот период, когда край, его горнорудная
промышленность уже давно находились в полосе затяжно-
го кризиса. Урал все сильнее втягивался в конкурентную
борьбу на всероссийском рынке, должен был соотноситься
с общенациональными тенденциями социально-
экономического и политического развития, пытаться при-
мериться к характеру культурного состояния русского об-
щества.

        Решить задачу создания масштабного образа Урала,
выражающего его подлинный дух, особенности историче-
ском пути могло только профессиональное искусство. По-
ложение края в этом отношении осложняло то, что про-
фессиональное художественное творчество на Урале (жи-
вопись, театр, музыка, литература) находилось в процессе
становления. Со времен «Описания уральских и сибирских
заводов» (1735) В. де Генина уральская история рассмат-
ривалась исключительно как история развития горноруд-
ной промышленности. Предметом художественного иссле-
дования сама уральская жизнь с ее неповторимым обли-
ком, собственными сюжетами и персонажи по-настоящему
становится лишь в последней четверти XIX в. в творчестве
Д. Н. Мамина-Сибиряка.

        Особенность появления и развития на Урале совре-
менного профессионального художественного творчества
общероссийского уровня, заключалась в том, что оно и
прежде в лучших своих образцах вырастало из местной
почвы. Уральских литераторов и художников питала связь
с традиционной горнозаводской культурой. Даже по сво-
ему происхождению многие уральские художники и писа-
тели (среди них: А. И. Корзухин, Д. Н. Мамин-Сибиряк,

                                     29
   25   26   27   28   29   30   31   32   33   34   35