Page 117 - Справочник активиста -юнармейца
P. 117
Культура участия – условие существования нового типа музея
и библиотеки, не только как «сокровищницы» и фондохранили-
ща, но и в качестве коммуникативной площадки – неформального
пространства, созданного для плодотворного общения, обсужде-
ния проблемных ситуаций и/или идей представителями различ-
ных социальных групп и претворения этих идей в жизнь.
Насколько осуществимы идеи культуры участия в пространстве
школьных музеев и библиотек? Отчасти ответ на этот вопрос мо-
жет дать анализ особенностей детского участия в социально зна-
чимых проектах, проведенный Роджером Хартом. Он считает, что
для развития личности ребенка, самостоятельности, готовности к
взрослой жизни становится участие во «взрослых делах». Р. Харт
предложил метафору лестницы, чтобы показать, как организуется
участие детей и молодежи в различных проектах.33
Участие детей и молодежи в различных проектах
(по Р. Харту)
1. Участие детей в проектах «на подхвате» или «для
вида».
2. Детское участие носит декоративную функцию, на
самом деле дети не нужны, только выполняют кон-
кретные поручения.
3. Выполнение строго отведенной части работы, но дети понимают
проблему/задачу в целом.
4. Самостоятельная работа в общем проекте. Взрослые выступают
только консультантами.
5. Участие в проектах, инициированных взрослыми, участие в
принятии решения.
6. Участие в собственных, самостоятельно реализуемых проектах
при поддержке взрослых.
7. Участие в собственных, самостоятельно реализуемых проектах,
когда у взрослых остается только право голоса.
33 Roger Hart. Children’s Participation: from Tokenism to Citizenship // Innocenti
Essays № 4, UNICEF, 1979, http://www.unicef-irc.org/publications/pdf/childrens_
participation.pdf. Фрагменты статьи в переводе на русский язык: Харт Р. Участие
детей: от симуляции к полноправию; перевод Н. Копелянской // Музей как про-
странство образования: игра, диалог, культура участия. / Отв. ред. А. Щербакова.
Сост. Н. Копелянская. – М., 2012. – С. 21–23.
115