Page 115 - Справочник активиста -юнармейца
P. 115
ской работы. После докладов слушатели форума распределились
по тематическим площадкам:
1. Особенности архивно-поисковой работы.
2. Основы реставрации музейных экспонатов.
3. Разработка масштабного патриотического проекта.
Одна из групп разработала и защитила проект «Города-герои
глазами детей».
Не так давно в музейно-педагогических работах
появилось словосочетание «культура участия»,
что собой представляет кальку с английского вы-
ражения «participatory culture». «Культура уча-
стия» – это новый формат взаимодействий как во
внутримузейном пространстве (посетитель–музейный предмет),
так и во внемузейном пространстве (музей–общество). В основе
культуры участия лежит идея совместной деятельности предста-
вителей различных возрастных, профессиональных, социально и
культурно ориентированных групп по развитию социально-куль-
турных институтов. Эта идея базируется на двух основополагаю-
щих принципах: на свободном волеизъявлении людей и их готов-
ности к добровольному совместному действию, направленному
на общественно значимые цели. Буквально: participation означает
«соучастие», «партнерство», а participatory activities – совместную
деятельность. Собственно, это и есть реализация одной из клю-
чевых компетенций человека, живущего в постиндустриальном
мире, – готовность к коммуникации и самоорганизации.
Идеи коммуникации в музее не столь уж и новы. Еще в 1968
году вышла работа Д. Камерона, канадского исследователя, в ко-
торой он обосновал новый взгляд на взаимоотношения музея и
посетителя: музей рассматривается как специфическая коммуни-
кативная среда, в которой человек общается с «реальными веща-
ми» – музейными предметами.
Такой тип коммуникации включает умение посетителя интер-
претировать «язык вещей», а организаторов музейных экспози-
ций формировать семантически наполненное пространство. По-
сещение музея, таким образом, становится для человека новым
опытом взаимодействия с окружающим миром, не похожим ни на
113