Page 15 - Областной семинар «Актуальность и значимость: сборник материалов 2016
P. 15

том числе информационного пространства сети Интернет и
организовать учебное сотрудничество различных уровней
(учитель – ученик, ученик – ученик, ученик – группа).

         Никто не сомневается в том, что учебный процесс
должен быть организован таким образом, чтобы максимально
содействовать развитию учащихся. Творческая самореализация
ученика как сверхзадача обучения раскрывается в трех
взаимосвязанных целях: создание учеником образовательной
продукции в изучаемых образовательных областях; освоение им
базового содержания этих областей через сопоставление с
собственными результатами; выстраивание индивидуальной
образовательной траектории в каждой из образовательных
областей с опорой на свои личностные качества.

         При составлении индивидуальной образовательной
траектории учитель создает ученику возможность для выбора,
выступая, как консультант и советчик. На уроке учитель
учитывает индивидуальные интересы школьников; особенности
учебной деятельности; предпочитаемые виды учебных занятий;
способы работы с учебным материалом; особенности усвоения
учебного материала; виды учебной деятельности. Для ученика
при составлении индивидуальной траектории самое важное –
оценить свои возможности, способности, перспективы,
интересы, усилия, которые он предполагает приложить для
изучения того или иного материала либо чтобы добиться
запланированного результата. То есть в ходе обучения
предполагается самообучение и саморазвитие обучающегося. И
то, и другое не возможно без рефлексии. Осуществлять
рефлексию можно по-разному: элементы рефлексии на каждом
этапе работы, в конце урока, темы, постепенный переход от
внешней к внутренней рефлексии. Рефлексия может
проводиться как в индивидуальной, так и в коллективной
формах. Рефлексия дает возможность ребенку оценить и
проконтролировать свое развитие. Функцией самоконтроля и
самооценки является определение учеником границы своего
знания-незнания, выявление своих возможностей на каждом
этапе обучения. Учителю же необходимо направлять усилия на

                                                                          15
   10   11   12   13   14   15   16   17   18   19   20