Page 43 - Областной семинар «Актуальность и значимость: сборник материалов
P. 43

русскими учеными – М.В.Ломоносовым, Д.И.Менделеевым
А.М.Бутлеровым.

           Патриотическому воспитанию способствует привлечение
материалов, фактов исторического и культурного наследия своей
страны. Это происходит при проведении интегрированных уроков.
Так, например, воспитательной задачей интегрированного урока
«Россия в первой мировой войне» в 11 классе было продолжение
формирования основ гражданской личности. На этом уроке показан с
позиции истории и химии ход мировой войны и еѐ влияние на
технический прогресс и развитие государства. На примере истории
создания первого российского противогаза знаменитым химиком
Н.Зелинским еще раз подтверждается высказывание Д.Менделеева
«Богатство и капитал равно труду, опыту, бережливости, равно началу
нравственному, а не чисто экономическому». Ведь сконструировав
противогаз ученый не стал патентовать свой труд, тем самым он не
стал наживать себе капиталы, а дал возможность странам мира
производя противогазы защитить своих людей в случае газовых атак
противника. И отрадно видеть, что учащиеся испытывают гордость за
страну, уважение к труду ученых.

           Во все времена Урал был опорным краем державы, краем
металлургическим, краем людей с особым характером. И на уроках,
посвященных изучению металлов (8,9, 11 класс), обсуждаем, какое
значение в жизни Российской империи, Советского Союза, России
сыграли уральские металлы. Особый акцент на таких уроках делаю на
роли родного города Ревды в истории нашей страны. Вот лишь
некоторые вопросы, которые затрагиваем на таких уроках. Почему
город основан именно здесь? Каково геостратегическое положение
города? Какие полезные ископаемые находятся вблизи города? Какие
виды чугунов и сталей производили раньше и получают сейчас наши
заводы? Какие профессии ревдинцев ушли в прошлое, какие
появились? Какими знаниями и личными качествами должны обладать
работники разных профессий? Что обозначает флаг и герб Ревды?

           Ответы на эти и другие вопросы обычно не занимают много
времени от урока, но очень оживляют его, дают пищу для
размышлений, определяют темы для интегрированных уроков и
исследовательских работ учащихся. Так появились исследовательские

                                                                                 43
   38   39   40   41   42   43   44   45   46   47   48