Page 59 - Урал. Человек. Истоки/ Педагогический альманах. Книга 5
P. 59
58 ТЕМА «ЛЮБОВЬ»
Тихо, тихо сядем рядом –
Входит музыка в наш дом
В удивительном наряде,
Разноцветном, расписном.
И раздвинутся вдруг стены –
Вся земля видна вокруг:
Плещут волны речки пенной,
Чутко дремлют лес и луг.
Вдаль бегут степные тропки,
Тают в дымке голубой…
Это – музыка торопит
И ведет нас за собой.
– XIX век – это время небывалого расцвета живописи и музыки в Рос-
сии. Самой яркой звездой вспыхнул талант композитора Петра Ильича
Чайковского. Сегодня мы будем наслаждаться этой великолепной му-
зыкой, постараемся создать в своей душе ее образ, поделиться своими
впечатлениями.
2. Основная часть
1. Беседа. Работа с учебным пособием, с. 68–71
– Чайковский родился в замечательной семье, где царила атмосфера
любви и сердечности. Его родителей связывали исключительные по глу-
бине и искренности чувства. Давайте мысленно перенесемся в то далекое
время, заглянем в дом композитора в Алапаевске, где он прожил недолгие
два года, но это были времена беззаботного детства в любящей семье.
– Как вы понимаете слова «хрустальный ребенок»?
– Что объединяло семью Чайковских?
– Почему рояль был для маленького Пети Чайковского живым су-
ществом?
– Как он воспринимал музыку?
2. Литературно-музыкальная композиция
Ученик читает стихотворение Р. Гамзатова «Что выбираешь?»
И если выбирать дадут мне вновь,
То музыку я предпочту науке.
О, как мою воспламеняют кровь
Могучие, таинственные звуки…
Я жизнь за музыку отдать готов,
Когда она в душе моей заплачет,