Page 60 - Урал. Человек. Истоки/ Педагогический альманах. Книга 5
P. 60
Занятие 3. «В СЕМЬЕ ЧАЙКОВСКИХ» 59
Как бы пятнадцать птиц поют, нет слов
Открыться, что для сердца это значит.
(Звучит произведение П.И. Чайковского по выбору педагога.)
– Отношения между детьми были также очень сердечными. С вос-
торгом десятилетний Чайковский сообщал о рождении своих братьев-
близнецов: «Я их уже видел несколько раз; но каждый раз, как я их вижу,
мне кажется, что это ангелы, которые спустились на землю». Позже в его
письмах к родителям уже из Петербурга постоянно встречаем упоминания
о братьях-близнецах: «Поцелуйте и расцелуйте за меня этих двух херуви-
мов, Толю и Модю, воображаю, какие они Ангелочки».
Расставаясь на время отъезда кого-либо из них по делам, они писали
друг другу подробные письма – отчеты о своей жизни и жизни своих
детей. Впоследствии дети Чайковских сохранили переписку родителей,
переплели их письма в красивый альбом. О своем детстве у Петра Ильича
на всю жизнь остались самые счастливые воспоминания.
С каким мягким юмором, особенным трогательным чувством компози-
тор, создатель величайших симфонических и оперных полотен, относился
к творчеству, к музыкальным образам, связанным с детской тематикой. В
«Детском альбоме» показан один день из жизни ребенка. Он начинается
с молитвы и заканчивается ею, как это и было в детстве маленького Пети
Чайковского. Один день ребенка... а может быть, и целая жизнь.
(Звучат произведения из «Детского альбома» П.И. Чайковского, по
возможности в исполнении ребят класса, возможно исполнение хорео-
графических миниатюр.)
– Образам природы посвящены очень многие лучшие страницы
творчества композитора. В его цикле «Времена года» каждая из пьес для
фортепиано посвящена определенному месяцу.
(Звучат произведения из цикла «Времена года».)
3. Социокультурный тренинг (АФО). Ресурсный круг – рефлексия
1) Подготовительный этап
Стихотворение С. Широкобокова «Земляк»:
Не найти гениальней и проще
Ритмов тех, что подскажет капель,
Соловей, растревоженный в роще,
Пастуха зоревая свирель…