Page 153 - Урал. Человек. Истоки/ Педагогический альманах. Книга 5
P. 153
152 ТЕМА «ТРАДИЦИИ ПРАЗДНИКА»
алом для изучения этноса, его связей с другими народами, что возможно
проследить и на примере костюмов народов Урала.
Детям предлагаются элементы одежды разных народов Урала. Они
должны собрать из элементов праздничный костюм:
1-я группа – русский (женский)
2-я группа – татарский (женский)
3-я группа – башкирский (женский)
4-я группа – русский (мужской)
5-я группа – татарский (мужской)
6-я группа – башкирский (мужской)
Представление каждой группой составленного праздничного наряда.
3. Социокультурный тренинг (АФО) – работа в группе
1) Подготовительный этап
После выступления групп учащиеся встают в круг и делятся своими
впечатлениями.
– Костюм несет в себе особенности представлений народа об идеале,
другими словами, выполняет эстетическую функцию улучшения облика
человека.
– Костюмы народов Урала различны. Однако общим, например, явля-
ется размещение у разных народов орнамента на костюме. Эта традиция
восходит еще к языческим представлениям о защитных качествах одеж-
ды, оберегающей от злых сил. Украшение одежды ведется по разрезам,
вырезам, подолу, вороту и рукавам. Для «усиления» швов и самой ткани
в частях одежды, особо важных для человека (грудь, бедра), также раз-
мещается отделка-оберег.
2) Основной этап
Задание. Какие детали праздничного народного костюма сохранились
в современном наряде?
Я–? ДЕТАЛИ НАРОДНОГО МЫ – @?
КОСТЮМА
ЖЕНСКИЙ МУЖСКОЙ ЖЕНСКИЙ МУЖСКОЙ
КОСТЮМ КОСТЮМ КОСТЮМ КОСТЮМ
¦¦ сарафан ¦¦
¦¦ рубаха ¦¦
¦¦ воротник-стойка ¦¦
¦¦ манжет ¦¦
¦¦ сапоги ¦¦