Page 153 - Урал. Человек. Истоки/ Педагогический альманах. Книга 5
P. 153

152      ТЕМА «ТРАДИЦИИ ПРАЗДНИКА»

алом для изучения этноса, его связей с другими народами, что возможно
проследить и на примере костюмов народов Урала.

    Детям предлагаются элементы одежды разных народов Урала. Они
должны собрать из элементов праздничный костюм:

    1-я группа – русский (женский)
    2-я группа – татарский (женский)
    3-я группа – башкирский (женский)
    4-я группа – русский (мужской)
    5-я группа – татарский (мужской)
    6-я группа – башкирский (мужской)

Представление каждой группой составленного праздничного наряда.

    3. Социокультурный тренинг (АФО) – работа в группе
    1) Подготовительный этап
    После выступления групп учащиеся встают в круг и делятся своими
впечатлениями.
    – Костюм несет в себе особенности представлений народа об идеале,
другими словами, выполняет эстетическую функцию улучшения облика
человека.
    – Костюмы народов Урала различны. Однако общим, например, явля-
ется размещение у разных народов орнамента на костюме. Эта традиция
восходит еще к языческим представлениям о защитных качествах одеж-
ды, оберегающей от злых сил. Украшение одежды ведется по разрезам,
вырезам, подолу, вороту и рукавам. Для «усиления» швов и самой ткани
в частях одежды, особо важных для человека (грудь, бедра), также раз-
мещается отделка-оберег.

    2) Основной этап
    Задание. Какие детали праздничного народного костюма сохранились
в современном наряде?

       Я–?       ДЕТАЛИ НАРОДНОГО       МЫ – @?
                         КОСТЮМА
ЖЕНСКИЙ МУЖСКОЙ                    ЖЕНСКИЙ МУЖСКОЙ
КОСТЮМ КОСТЮМ                      КОСТЮМ КОСТЮМ

     ¦¦          сарафан            ¦¦

     ¦¦          рубаха             ¦¦

     ¦¦          воротник-стойка    ¦¦

     ¦¦          манжет             ¦¦

     ¦¦          сапоги             ¦¦
   148   149   150   151   152   153   154   155   156   157   158