Page 152 - Урал. Человек. Истоки/ Педагогический альманах. Книга 5
P. 152

Занятие 2–3. «ПРАЗДНИЧНЫЕ ЗАБОТЫ»  151

           ХОД ЗАНЯТИЯ

    1. Присоединение
    – Сегодня на занятии, как мне кажется, не останется равнодушным ни
один из присутствующих в классе. У каждого из народов свой язык и своя
история, свои предания и легенды, свои наряды и традиции. Они верили
в разных богов, занимались повседневными делами и потихоньку обжи-
вали свой край. И праздники у разных народов отмечаются по-разному,
по-разному идет и подготовка к ним. Но мы постараемся понять, что нас
объединяет, почувствовать, что у народного праздника нет границ.

    2. Основной этап урока
    1. Беседа. Просмотр фильма
    – Да, многие народы населяют наш Урал: на Северном Урале – ханты
и манси, на юге Урала – башкиры. С давних пор живут на Урале татары,
марийцы. Русские открыли этот край позже: путешественники, беглые
крестьяне, рудознатцы приходили сюда, селились и на свободных землях,
и среди местного населения.
    – Как готовятся к празднику представители разных народов?
    Учащиеся заполняют таблицу на основе увиденного. В помощь можно
использовать материал учебного пособия.
    Приготовить праздник – значит:
    – прибрать в доме;
    – пригласить гостей;
    – позаботиться об угощении;
    – приготовить праздничный наряд.
    – Многие народные промыслы возникли как разновидности крестьянс-
кого труда, удовлетворяющие бытовые нужды семьи. Крестьяне украшали
различными узорами свою одежду, предметы быта. Разнообразная нацио-
нальная одежда была создана именно домашним ручным ткачеством.
    – Каков он, праздничный наряд уральцев, мы прочитаем в учебном
пособии на с. 108–110.
    – Какие элементы включал в себя русский праздничный женский наряд?
Марийский костюм? Татарская и башкирская праздничная одежда?
    – Что стремилась воплотить в праздничном наряде каждая женщина?

    2. Игра «Наряди куклу в праздничный наряд»
    Задание.
    Народный костюм – ценнейший памятник народного творчества. В
единый художественный ансамбль национальной одежды включалось
искусство кроя, узорного ткачества, вышивки, аппликации, обработки
кожи, металла и многое другое. Костюм является и богатейшим матери-
   147   148   149   150   151   152   153   154   155   156   157