Page 128 - Урал. Человек. Истоки/ Педагогический альманах. Книга 5
P. 128
Занятие 1. «ОПОРНЫЙ КРАЙ ДЕРЖАВЫ» 127
ХОД ЗАНЯТИЯ
1. Присоединение
Урал! Опорный край державы,
Ее добытчик и кузнец,
Ровесник древней нашей славы
И славы нынешний творец….
А. Твардовский
– Урал называют подземной кладовой. По запасам платины, асбеста,
драгоценных камней, калийных солей Уралу принадлежит первое место в
мире. Запасы полезных ископаемых составляют основу промышленного
производства России. Но главное богатство Урала – это люди. На нашем
занятии мы приоткроем подземные кладовые, услышим интересные рас-
сказы о трудовых традициях нашего края, поразмышляем, что мы можем
сделать для их сохранения.
2. Основная часть занятия
1. Работа с картой полезных ископаемых Урала. Сообщения детей
На доске висит физическая карта Урала. Ученики делают небольшие
сообщения о полезных ископаемых (железная, медная, алюминиевая руды,
асбест), их применении.
МК. Учитель постепенно прикрепляет маленькие флажки на карту,
обозначая месторождения. Рассказ может сопровождаться презентаци-
ей. Целесообразно закончить рассказ о полезных ископаемых сообще-
нием об Ильменском минералогическом заповеднике.
– Посмотрите, перед вами карта уникальных месторождений полезных
ископаемых, но освоить и преобразить природу Урала смог человек – тру-
женик, человек, влюбленный в свой край, свою профессию.
2. Беседа. Работа с учебным пособием, с. 67
Учащиеся читают текст параграфа, обсуждают прочитанное. В процессе
обсуждения на доску выносятся опорные слова: трудовая честь, традиции
мастерства, сила и талант мастеров, освоение природных богатств.
3. Они прославили Урал – работа с мультимедийной презентацией
После обсуждения прочитанного учитель предлагает ребятам посмо-
треть фотогалерею или мультимедийную презентацию «Они прославили
Урал». После просмотра учитель вместе с детьми делает вывод о том, что
об этих людях мы можем сказать словами девиза рода Демидовых: «Не