Page 116 - Урал. Человек. Истоки/ Педагогический альманах. Книга 5
P. 116

Занятие 4. «ИСТОКИ ЭТИКЕТНОГО СЛОВА»  115

    2. Игра «Умеем ли мы здороваться и прощаться?»
    «Здравствуйте». К концу XVII века из описательных оборотов, типа
«повелеваю тебе здравствовати», «здравия тебе желаю», образуется слово-
приветствие, которое означало «будьте в хорошем здоровье».
    Ответьте на вопросы, разыграйте ситуацию.
    – Вечером вы встречаетесь с человеком, с которым здоровались утром.
Как лучше поприветствовать его снова? (Добрый вечер.)
    – Вам нужно поздороваться с соседкой, девушкой лет 20. Вы затруд-
няетесь выбрать форму обращения – ты или вы (здравствуй или здрав-
ствуйте). Какую форму речевого этикета лучше употребить в данной
ситуации, чтобы с честью выйти из щекотливого положения? (Добрый
день, добрый вечер.)
    – А какие формы прощания вы знаете?
    «До свидания» – наиболее употребительное, нейтральное выраже-
ние. Возраст собеседников влияния на употребление этой формулы не
оказывает.
    – Близки ли по значению формы прощания «счастливого пути» и «в
добрый путь»? Кому они чаще всего адресуются?
    Эти слова совмещают в себе значения прощания и пожелания удачи в
дороге, поэтому эти формулы чаще всего адресуются тому, кому предстоит
дальняя дорога. Кроме того, вкладывается особая сердечность и доброта
в эти слова.
    – Чем различаются выражения «до скорого свидания» и «прощай»? В
каких ситуациях вы используете эти словосочетания?
    Они противоположны по значению. «Прощай» – значило «сними с
меня вину», «отпусти меня свободным», чтобы в дальнем пути мне не
чувствовать неудобство и горечь.
    3. Социокультурный тренинг (АФО) – работа в группах
    1) Подготовительный этап
    – Язык наш очень богат, есть из чего выбирать. Но, выбирая, нужно
помнить о такте, о чувстве меры, о бережном отношении к окружающим
и уважении к самому себе. Нужно помнить, что язык – «это мостик, по
которому наше земное начало переходит в духовное» (Л.И. Скворцов).

    2) Основной этап
    • индивидуальная работа
    Задание. Составьте памятку «Пять шагов к искусству общения».
    Учитель наблюдает за действиями учащихся, оказывает необходи-
мую помощь. Индивидуальный этап работы дети заканчивают одно-
временно.
   111   112   113   114   115   116   117   118   119   120   121