Page 113 - Урал. Человек. Истоки/ Педагогический альманах. Книга 5
P. 113
112 ТЕМА «ТРАДИЦИИ СЛОВА»
очень внимательным к звучащему и написанному слову, стараться понять
смысл.
2. Социокультурный тренинг (АФО) – работа в группе
1) Подготовительный этап
У нас в языке большое количество слов, первозданная образность ко-
торых, по словам К.И. Чуковского, потухла. В книге «Живой, как жизнь»
К.И. Чуковский приводит такой пример:
Беседуют две женщины. Одна говорит:
«Это прямо-таки ошеломило меня... Ведь я обожаю собак...»
Я прохожу мимо и думаю: «До чего это хорошо, что, употребляя слова
в разговоре, мы не вспоминаем об их первоначальном значении!»
Слово «ошеломить» происходит от слова «шелом», а шелом (или
шлем) – это железная каска, которую древние и средневековые воины
носили в бою, оберегая свои черепа от вражьих дубин и мечей. Враги
налетали на них и били что есть силы по шелому, чтобы ошеломленные
воины валились с седла на землю.
Женщина, сказавшая, что известие ошеломило ее, конечно, не пред-
ставляла себе в ту минуту ни старинных сражений, ни коней, ни коль-
чуг, ни шеломов: все живые, конкретные образы, связанные со словом
«ошеломить», уже выветрились из этого слова в течение многих веков.
Оно утратило смысл военного термина и полностью отрешилось от тех
обстоятельств, которые породили его. Образ давно потух, а само слово
осталось и не утратило своей выразительности.
2) Основной этап
Учащимся предлагается ответить на вопрос: что значит разобраться в
истоках слова?
• индивидуальная работа
Учитель наблюдает за действиями учащихся, оказывает необходи-
мую помощь. Индивидуальный этап работы дети заканчивают одно-
временно.
Я –? ЧТО ЗНАЧИТ РАЗОБРАТЬСЯ МЫ – @?
В ИСТОКАХ СЛОВА?
¦ Понять смысл слова ¦
¦ Точно употребить слово ¦
¦ Знать историю слова ¦
¦ Дать мудрое наставление ¦