Page 113 - Урал. Человек. Истоки/ Педагогический альманах. Книга 5
P. 113

112   ТЕМА «ТРАДИЦИИ СЛОВА»

очень внимательным к звучащему и написанному слову, стараться понять
смысл.

    2. Социокультурный тренинг (АФО) – работа в группе
    1) Подготовительный этап
    У нас в языке большое количество слов, первозданная образность ко-
торых, по словам К.И. Чуковского, потухла. В книге «Живой, как жизнь»
К.И. Чуковский приводит такой пример:

    Беседуют две женщины. Одна говорит:
    «Это прямо-таки ошеломило меня... Ведь я обожаю собак...»
    Я прохожу мимо и думаю: «До чего это хорошо, что, употребляя слова
в разговоре, мы не вспоминаем об их первоначальном значении!»
    Слово «ошеломить» происходит от слова «шелом», а шелом (или
шлем) – это железная каска, которую древние и средневековые воины
носили в бою, оберегая свои черепа от вражьих дубин и мечей. Враги
налетали на них и били что есть силы по шелому, чтобы ошеломленные
воины валились с седла на землю.
    Женщина, сказавшая, что известие ошеломило ее, конечно, не пред-
ставляла себе в ту минуту ни старинных сражений, ни коней, ни коль-
чуг, ни шеломов: все живые, конкретные образы, связанные со словом
«ошеломить», уже выветрились из этого слова в течение многих веков.
Оно утратило смысл военного термина и полностью отрешилось от тех
обстоятельств, которые породили его. Образ давно потух, а само слово
осталось и не утратило своей выразительности.

    2) Основной этап
    Учащимся предлагается ответить на вопрос: что значит разобраться в
истоках слова?
    • индивидуальная работа
    Учитель наблюдает за действиями учащихся, оказывает необходи-
мую помощь. Индивидуальный этап работы дети заканчивают одно-
временно.

Я –?  ЧТО ЗНАЧИТ РАЗОБРАТЬСЯ       МЫ – @?
           В ИСТОКАХ СЛОВА?
 ¦            Понять смысл слова        ¦
 ¦         Точно употребить слово       ¦
 ¦           Знать историю слова        ¦
 ¦        Дать мудрое наставление       ¦
   108   109   110   111   112   113   114   115   116   117   118