Page 112 - Урал. Человек. Истоки/ Педагогический альманах. Книга 5
P. 112
Занятие 3. «ИСТОКИ СЛОВА» 111
• воспитания ценностного отношения учащихся к родному языку.
Задачи:
• знакомство учащихся с произведениями, посвященными СЛОВУ,
обсуждение смыслового содержания произведений;
• формирование опыта участия в учебной дискуссии на основе анализа
учебного материала;
• освоение учащимися приемов рефлексии собственных речевых
умений и ценностных ориентаций в отношении рассматриваемой про-
блемы.
Обеспечение:
• карточки для социокультурного тренинга (АФО) по количеству
учащихся в классе;
• Долгушина А. И., Субачев В. В. Традиции земли уральской. Учебное
пособие для начальной школы. – Екатеринбург, 2006, с. 45–47.
ХОД ЗАНЯТИЯ
1. Присоединение
– Ребята, задумывались ли вы когда-нибудь над тем, как рождаются
слова? Кем они создаются и почему так называются?
– Как добиться того, чтобы речь стала интересной, богатой, разноо-
бразной? Секрет прост: прислушайтесь к слову, приглядитесь к нему, про-
никните в его тайну.
– Сегодня мы услышим истоки слов, увидим их красоту, почувствуем
особую силу.
2. Основной этап
1. Работа с учебным пособием
– У каждого слова есть свои корни, свои истоки. Чтобы подробнее
с ними познакомиться, прочитаем статью в учебном пособии на
стр. 45–47.
Чтение и анализ стихотворения С. Острового «Первородство» (читает
подготовленный ученик или учитель).
– Подумайте, почему так названо стихотворение? Поделитесь своими
мыслями и впечатлениями. (Говорится об исторических корнях некото-
рых слов.)
– Об исторических корнях каких слов можно узнать из текста стихот-
ворения? (Извини, обереги, защити.)
– Чему учит нас это стихотворение? (Вслушиваться в слова, запоми-
нать их, знать их истоки.)
Молодцы! Вы верно определили смысл стихотворения. Нужно быть