Page 112 - Урал. Человек. Истоки/ Педагогический альманах. Книга 5
P. 112

Занятие 3. «ИСТОКИ СЛОВА»  111

    • воспитания ценностного отношения учащихся к родному языку.
    Задачи:
    • знакомство учащихся с произведениями, посвященными СЛОВУ,
обсуждение смыслового содержания произведений;
    • формирование опыта участия в учебной дискуссии на основе анализа
учебного материала;
    • освоение учащимися приемов рефлексии собственных речевых
умений и ценностных ориентаций в отношении рассматриваемой про-
блемы.
    Обеспечение:
    • карточки для социокультурного тренинга (АФО) по количеству
учащихся в классе;
    • Долгушина А. И., Субачев В. В. Традиции земли уральской. Учебное
пособие для начальной школы. – Екатеринбург, 2006, с. 45–47.

                                     ХОД ЗАНЯТИЯ
    1. Присоединение
    – Ребята, задумывались ли вы когда-нибудь над тем, как рождаются
слова? Кем они создаются и почему так называются?
    – Как добиться того, чтобы речь стала интересной, богатой, разноо-
бразной? Секрет прост: прислушайтесь к слову, приглядитесь к нему, про-
никните в его тайну.
    – Сегодня мы услышим истоки слов, увидим их красоту, почувствуем
особую силу.
    2. Основной этап
    1. Работа с учебным пособием
    – У каждого слова есть свои корни, свои истоки. Чтобы подробнее
с ними познакомиться, прочитаем статью в учебном пособии на
стр. 45–47.
    Чтение и анализ стихотворения С. Острового «Первородство» (читает
подготовленный ученик или учитель).
    – Подумайте, почему так названо стихотворение? Поделитесь своими
мыслями и впечатлениями. (Говорится об исторических корнях некото-
рых слов.)
    – Об исторических корнях каких слов можно узнать из текста стихот-
ворения? (Извини, обереги, защити.)
    – Чему учит нас это стихотворение? (Вслушиваться в слова, запоми-
нать их, знать их истоки.)
    Молодцы! Вы верно определили смысл стихотворения. Нужно быть
   107   108   109   110   111   112   113   114   115   116   117