Page 98 - Урал. Человек. Истоки/ Педагогический альманах. Книга 4
P. 98
Занятие 10. «СОХРАНЕННАЯ КРАСОТА» 97
Известный всей стране уголок Алапаевского края – Музей-заповедник
деревянного народного зодчества в Нижней Синячихе создан Иваном Да-
ниловичем Самойловым. (Учитель показывает портрет.) Одну за другой
перевозил Иван Данилович деревянные часовенки, обречённые на гибель.
Но он успел – спас и часовни, и сторожевую башню, острожную башню,
мельницу, русские избы, более 20 построек. (Показывает экспонаты
музея.) Посвятил этому всю жизнь, ни разу не отступив, хотя вокруг не
понимали, смеялись, мешали.
Но это ещё не всё. Иван Данилович Самойлов собрал единственную
в мире коллекцию народной росписи Среднего Урала. Собирал, бережно
хранил, восстанавливал наличники окон, расписные стены, потолки, ме-
бель, посуду, изделия народных умельцев, иконы местного письма.
Давайте совершим экскурсию по Музею-заповеднику деревянного
зодчества.
(Ребята смотрят видеоролик или мультимедийную презентацию по
музею, читают статью в учебнике.)
При чтении статьи в учебнике важно обратить внимание на аудиальные
образы: работающая мельница, кузница, где работает кузнец, сполошный
колокол возле пожарного сарая. Важно создать кинестетическое впечат-
ление, вызвать эмоциональный отклик, поэтому можно дополнить статью
в учебнике интересными фактами.
Например, работали мастера-плотники без чертежей, держа все техни-
ческие детали в памяти. Инструментами служили топор, пила, шнур или
рейка с угольником на конце. Десятки лет работали ветряные мельницы,
не требуя ремонта, настолько точно были сделаны все расчёты при стро-
ительстве. Самое яркое, нарядное строение Музея – часовня Вознесения.
Красно-коричневые стены, белые наличники и края дома. Голубая крыша
как бы сливается с небесной лазурью, на этом фоне горят золотом две
главки.
3. Социокультурный тренинг (АФО) – ресурсный круг
После этого проводится ресурсный круг: что значит для меня выраже-
ние «сохранённая красота»?
4. Социокультурный тренинг (АФО) – работа в парах
1) Подготовительный этап
Важно обратить внимание не только на создание целостного образа
Музея, но и на личностные качества человека, который помог нам эту
красоту увидеть.
Закрасьте кружочек слева рядом с теми фразами, которые помогают
ответить на вопрос: что роднит уральских мастеров прошлого и настоя-
щего?