Page 23 - Урал. Человек. Истоки/ Педагогический альманах. Книга 4
P. 23
22 ТЕМА «РОДНОЙ ОЧАГ»
– Какими словами приветствовала путника девушка? Что означают эти
слова? (Ребята поясняют слова героев.) Люди уважительно относились
к своим предкам. Так появился обычай обращаться по имени-отчеству.
– На занятии мы узнаем, откуда происходят наши фамилии, услышим
о наших предках, увидим их славные дела и поступки, почувствуем гор-
дость за свой род, а может быть, кто-то из вас всерьёз вместе со своими
родителями займётся изучением своей родословной.
– Обратимся к учебнику стр. 16 (3–4-й абзац). По ходу чтения на доске
появляются слова:
ПРЕДКИ – предшественники по роду;
ПОТОМКИ – люди следующих поколений;
ПОКОЛЕНИЕ – одновременно живущие люди одного или близкого
возраста.
Учитель акцентирует внимание детей на этих словах, даёт дополни-
тельное толкование. После чтения на доске
Фамилия может показать:
место проживания рода;
профессию предков,
занятие предков;
черты характера.
В качестве иллюстрации к тексту можно использовать стихотворе-
ние Граубина «Прадеды» (чтение стихотворения лучше сопровождать
показом иллюстраций, т.к. ребята имеют недостаточное представление
о профессиях).
Кем был твой прадед на Руси?
Свою фамилию спроси!
Есть в каждом классе Кузнецов.
Кто прадед Кузнецова?
Он был из рода кузнецов,
Отец отца отцова.
У Гончарова прадед знал
Гончарный круг и глину,
У Дегтярева – деготь гнал,
В дегтярне горбил спину.
Быть может, юный Столяров
И с долотом не сладит,
Но прадед был из мастеров,
Он столяром был, прадед.
С пилою Пильщиков дружил,
Мял Кожемякин кожи,
В атаки Воинов ходил,
Стрельцов сражался тоже.