Page 113 - Урал. Человек. Истоки/ Педагогический альманах. Книга 4
P. 113
112 ТЕМА «ПРАЗДНИК ДУШИ»
Здравствуйте, девчонки!
Здравствуйте, мальчишки!
Вы думали, я – игрушка?
А я Петрушка!
Острый колпачок,
Ещё острей язычок.
За окном наступила весна красна. Выходили крестьяне в поле, водили
хороводы, встречали это прекрасное время года песнями да хороводами.
МК. Ребята водят хоровод под народную музыку. На уроке лучше ис-
пользовать не стилизованные песни эстрадных групп и исполнителей, а
записи фольклорных коллективов. Здесь же можно предложить ребятам
игру «Ручеёк» как часть общего танца.
Учитель : Понравилось вам водить хоровод?
– Что особенно понравилось? Какие чувства вызвала у вас эта пес-
ня?
б) Много песен рождалось в народе в связи с различными обрядами.
Обряд – часть праздничного действа, связанная с выполнением опре-
делённых ритуалов. Весной – это пахота первой борозды, сев, выпускание
птиц на волю. Осенью – Праздник урожая: вязание первого снопа. Осенью
играли на Руси свадьбы, не обходилась без песен ни одна свадьба.
(Чтение статьи в пособии, показ видеофрагмента.)
в) Славит народ родную землю в песне. Чувственные, протяжные,
стремящиеся к небесному простору, рождённые в душе, льются они над
Уралом. Невозможно высказать всё сокровенное, что вобрала в себя народ-
ная песня, просто изучив музыкальную грамоту. Нужно увидеть своими
глазами красоту уральской природы, прислушаться к звучанию родной
речи и впитать заветные слова.
(Звучит лирическая песня о природе, о родной земле.)
– Какие картины природы вы представляли, слушая песню?
г) Не обходились народные праздники без игр и забав, причём участ-
вовали в играх не только дети, но и взрослые.
МК. Учитель может подобрать игру, опираясь на особенности клас-
са – помещения. Игра может быть подвижной или малоподвижной.
Описания народных игр содержатся во многих сборниках по методике
музыкального воспитания, подобрать их не вызывает затруднений.
3. Социокультурный тренинг (АФО) – ресурсный круг на создание
целостного восприятия