Page 116 - Урал. Человек. Истоки/ Педагогический альманах. Книга 4
P. 116

Занятие 5. «ПРАЗДНИК КНИГИ»  115

    – Прочитайте определение термина «сказ». В чем его отличие от
сказки?

    Верно, в основе сказа – реальные события. Назовите их, опираясь
на прочитанные дома сказы и знания, полученные во второй четверти.
(Изобретение Худояровыми «хрустального лака», мастерство и изобрета-
тельность тагильских, каслинских мастеров, гранильщиков и камнерезов.
По сказам мы узнаём о жизни рабочих уральских заводов).

    Не устаёшь удивляться мастерству писателя, сумевшего передать ко-
лорит и удивительную точность уральских слов – диалектов. Да и сами
названия сказов восхищают своей выразительностью.

    3. Викторина у книжной выставки
    Учитель называет существительное, входящее в название сказа, а уча-
щиеся находят книгу на выставке, читают прилагательное, объясняют его,
называют главных героев.
    Существительные: шкатулка, цветок, мастер, копытце, веточка, коло-
дец, волос, зеркальце, западёнка и т.д.

    МК. При объяснении названия важно обратить внимание на эмоци-
ональную окрашенность, точность употребления слов в произведениях
П.П. Бажова.

    Какие подземные жители охраняют богатства Уральских гор? Каким
героям они помогают, а каких наказывают?

    Затем можно предложить ребятам объяснить несколько диалектных
слов. Количество и сложность слов зависит от начитанности ребят. При
этом важно уделить внимание отличию данных слов от общеупотреби-
тельных, ведь волшебство в сказах часто сопровождается «тайной си-
лой слова». Это необходимо для развития умения находить смысловые
оттенки выражений, расширения словарного запаса учащихся.

    Приведу лишь несколько примеров:
    Пословные – послушные, ладная, баская – красивая, западёнка – тай-
ное место, тайность – секрет и т.д.

    4. Социокультурный тренинг (АФО) – ресурсный круг

    1) Подготовительный этап
    Сказы Бажова – это удивительные образы героев, мудрое наставление, а
то и строгий приказ. Вслушайтесь в слова дедушки Слышко: «Не простые
это сказы. Шевелить надо умишком-то, что к чему». Вдумайтесь в слова
главного сказителя.

    2) Основной этап. «Самым важным в сказах Бажова для меня явля-
ется…»
   111   112   113   114   115   116   117   118   119   120   121