Page 84 - Культурно-образовательное пространство города
P. 84
современные города можно типологизировать как
«классический информационный ресурс», т.е. метафо-
рически как «книгу» и как «постинформационный ре-
сурс» – т.е. «компьютерную сеть». Для «города-книги»
характерна линейная упорядоченная структура, система
четких номинаций и иерархий, поступательное и эво-
люционное развитие социальных отношений. Приме-
рами таких городов мы можем назвать (с определен-
ными оговорками): индустриальный, производящий
центр, провинциальный город. С другой стороны, мы
можем привести примеры «посткнижных городов» с
особым качеством культурно-образовательного про-
странства: неравномерное развитие информационных
полей, сложная структура социальных отношений, бы-
строразвивающейся социокультурной динамикой. Нам
кажется, что такими городами являются, прежде всего,
мегаполисы. Для мегаполисов характерно особое вни-
мание к электронными базам данных, которые равно-
ценны топливу для промышленного города. «Элек-
тронные документы или их коллекции, имеющиеся в
распоряжении библиотек, архивов, информационных
центров, издательств, музеев и иных фондодержателей,
отмечает Т. Ершова, сохраняя автономию, интегриру-
ются в единую распределительную систему, дополняя и
взаимообогащая друг друга»99. Постинформационный
город – это электронная оболочка для информацион-
ных потоков.
– тексты, генерирующие городскую социопамять и «кол-
лективную городскую память». Такие тексты являются
результатом как формального, целенаправленного про-
цесса, так и результатом субъективной (ценностно ок-
рашенной), неформально деятельности. Нам кажется
99 Общество и книга: от Гуттенберга до Интернета [Текст] / общ. ред.
А .П. Королевой. – М. : Традиция, 2000. – С. 272.
83