Page 50 - Культурно-образовательное пространство города
P. 50
тесную связь с Универсумом. Так, у многих древних горо-
дов Междуречья, по поверью, существовали «звездные
прототипы»: у Ниневии – в созвездии Большой Медведи-
цы, Ашура – на звезде Арктур, Ниппур – в созвездии Рака.
Появление городов было связано с божественным промыс-
лом. В соответствии с главой «Апокалипсиса» (21:2), зем-
ной Иерусалим сошел с небес от Бога. Город – это посред-
ник между мирами. Вавилон (в переводе с шумерского –
«ворота богов») является местом, где боги спускаются на
землю. А в римской традиции, «mundus» или ров вокруг
основанного города – это место, где земные и небесные
силы встречаются: «когда mundus разомкнут, то это боги
открыли ворота мрачного ада». (Пер. «Сатурналий» Мак-
робия, I, 16). Внешне, город противостоит окружающему
ему «негарантированному пространству». Аналогичные
воззрения мы находим и в средневековых утопиях. Одной
из характерных черт средневекового мировоззрения явля-
ется представление о существовании двух противопостав-
ленных друг другу миров – «Града Земного» и «Града
Божьего». Самое яркое представление этой идеи может
быть найдено в религиозном трактате «О Граде Божьем»60
― философском труде средневекового теолога
Св.Августина. В его труде образ города («Земной» или
«Божий») становится скорее метафорой, чем материальной
категорией. При описании образа города очень редко ис-
пользуются какие-либо архитектурные элементы, как сте-
ны, городские ворота, площади. Основа этих «городов»
теолог видит в идеях, которые они собой воплощают. «Бо-
жий Град» живет из любви к Богу, а внутренняя логика
«Земного Града» подчинена эгоистическим «злым» прин-
ципам. Августин противопоставляет два города друг другу
еще и тем, что один («Божий») является «пилигримом на
60 Saint Augustine. The City of God [Текст] / Saint Augustine. – London :
Penguin books, 1972.
49