Page 51 - Культурно-образовательное пространство города
P. 51
земле»61, а основатель другого – это первый человеко-
убийца Каин. Показательно также и то, что «Земной Град»
должен быть подчинен «Божьему» ― он является «необ-
ходимым злом», пока продолжается исторический кон-
фликт добра и зла. «Земной Град» ― пространственно-
временной промежуток между грехопадением и Судным
Днем. Подтверждение этому можно проследить, если про-
анализировать иконографию города Средних веков. В
средневековом искусстве города обычно были населены
демоническими фигурами, на картинах/гравюрах изобра-
жались падшие женщины, алчные горожане, жонглеры и
акробаты, символизирующие распутность «земной жизни».
Отличительная черта утопий традиционных об-
ществ – ретроспективный характер ― «идеальное общест-
во» существовало в «золотом веке», в далеком прошлом. В
эпоху, последующую Возрождению и Новому времени
утопические представления о городском пространстве ма-
нифестируют собой место идеального порядка, наивысший
расцвет цивилизации – и это существует либо в настоящее
время (но на других континентах или странах: Т.Мор, Т.
Капманелла), либо может быть осуществлено в недалеком
будущем (Дж. Оруэлл).
Процесс взаимодействия (диффузии, т.е. взаимо-
проникновения) городского пространства и сознания чело-
века может быть интерпретировано через категорию «мен-
тальности».
Первоначально термин «ментальность», производ-
ное от термина «менталитет», употреблялись в психоло-
гии. Исследователь А.Я. Гуревич определяет «менталь-
ность» как некий «психологический инструментарий» и
«специфическую структуру сознания», не высказанный
61 Там же. XVIII, 54.
50